15cm sFH18- тяжелая полевая гаубица.
- Published in Артиллерия второй мировой войны

15cm sFH18 – немецкая тяжелая полевая гаубица периода Второй мировой войны. Данная гаубица состояла в штатах одного их четырех артполка пехотной дивизии, наряду с 10,5 cm leFH18 которые находились в трех остальных дивизионах. Эта же гаубица находилась в штатах отдельных тяжелых артдивизионов РГК. 150-мм гаубицы sFH18 широко применялись для уничтожения живой силы противника, контрбатарейной борьбы, а также борьбы с танками на исходных позициях, а также разрушения долговременной фортификации и обстрела тыла противника.
Основания появления 15cm sFH18.
Как известно, одним из пунктов Версальского договора, Германии прямо запрещалось разрабатывать, строить и иметь на вооружении артиллерийские орудия калибром 150 мм и более. За единственным исключением - артиллерия Кенигсбергской крепости смогла сохранить двенадцать полевых гаубиц 15cm lg. sFH13
Естественно, такая ситуация никак не устраивала немецких военных. Втайне от союзников они припрятали довольно значительное количество гаубиц lg.sFH13 . В тридцать девятом году Вермахт располагал 696 гаубицами этой модификации.
Еще до того, как Международная контрольная комиссия окончила свою работу в Германии, немецкие военные поставили вопрос о возобновлении серийного производства тяжелых гаубиц. Однако существующая гаубица уже не отвечала современным требованиям, прежде всего вследствие недостаточной дальнобойности, а также угла горизонтального обстрела.
Конструкторы фирм «Ренметалл» и «Крупп» начали работу над будущей гаубицей 15cm sFH13 за несколько месяцев до отъезда контрольной комиссии. В этот раз, по решению Отдела вооружения сухопутных войск, конкуренты трудились сообща. Фирма «Крупп» отвечала за проектирование ствола гаубицы, тогда как «Рейнметалл» проектировала лафет. Новая гаубица в целях сохранения секретности получила индекс 15cm sFH18, т.е 150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18г. Работы над гаубицей, включая проектирование, изготовление опытных образцов, а также испытания продолжались около трех лет. ТТХ мортиры 21 cm Mrs 18.
21 cm Mrs 18
Калибр, мм.
210,9
Длина ствола мм/клб.
6510/31
Длина трубы, м.
6080/29
Длина нарезной части мм
5274
Длина зарядной части, мм.
643
Объем зарядной каморы,л.
2,45
Крутизна нарезов, клб/гр.:
36/30
Число нарезов
32
Глубина нарезов, мм.
2,4
Ширина нареза, мм.
5,6
Ширина поля, мм.
3,9
Вес ствола с затвором, кг.
5990
Лафет
УВН
от -00 до + 700
УГН
без перестановки хобота
160
с перстановкой хобота
3600
Длина отката, мм.
короткого
850-1200
длинного
950-1000
Вес системы в боевом положении, кг.
16700
Вес системы в походном положении при нераздельной возке, кг.
17900
Вес системы в походном положении на двух повозках, кг
22700
Скорострельность, выстр/час.
30
Скорость букировки при раздельной возкие, км/ч.
до 20
Баллистические данные 21 cm Mrs 18.
№ заряда
Осколочно-фугасный снаряд весом 113 кг.
Бетонобойный снаряд весом 121,4 кг.
Начальная скорость, м/с
Дальность стрельбы, м.
Начальная скорость, м/с
Дальность стрельбы, м.
1
225
4650
218
-
2
256
5850
247
-
3
290
7325
281
-
4
355
9800
344
-
5
440
12500
426
-
6
565
16700
550
16700
Описание конструкции 15cm sFH18.
Ствол тяжелой полевой гаубицы 15cm sFH18 имел калибр 149,1 мм и был длинной в 29,8 калибров (4400мм). Конструктивно стол гаубицы состоял из казенника, кожуха и клинового затвора. Накатник, тормоз отката гидравлические. Накатник установлен над стволом, тормоз отката в люльке пол стволом. Механизм вертикального наведения –винтовой. Уравновешивающий механизм из двух колонок- пружинного типа.
Ствол 15cm sFH18 имел большую длину, чем у sFH13 lg, что позволило обеспечить начальную скорость в 520 м/с, при этом дальность стрельбы достигла 13300 м. Дальность стрельбы sFH13 lg было скромнее – 8800 м.
Лафет гаубицы унифицирован с пушкой 10,5cm K18 раздвижные станины коробчатой формы и обеспечивал угол горизонтального обстрела в шестьдесят градусов. УВН от 0 до 45 градусов. В случае экстренной необходимости 15cm sFH18 могла вести огонь при сведенных станинах, но при этом УВН уменьшался до пятнадцати градусов, а горизонтальная наводка до шести.
Улучшение боевых свойств 150-мм гаубицы ожидаемо привело к значительному увеличению массы по сравнению с ее предшественницей. Чтобы исправить ситуацию, принято решение отказаться от орудийного щита, поскольку полагали, что 15cm sFH18 будет вести огонь с открытых огневых позиций только в исключительных обстоятельствах. Но все равно вес орудия составил более шести тонн, более чем вдвое превысив таковой у sFH13. Как следствие sFH18 транспортировали только раздельной возкой. Гаубичный ствол посредством ручной лебедки снимали с лафета и устанавливали на двухосную ствольную повозку, которую была соединена с орудийным передком.
Орудийный лафет, как и ствольная повозка транспортировалась шестеркой лошадей. Приведение 15cm sFH18 в боевое положение трудоемко и требовало совместных усилий всех двенадцати номеров орудного расчета. Хотя хорошо подготовленный расчет мог справится с задачей в течении пяти-семи минут.
Помимо конной тяги 150-мм гаубица могла транспортироваться при помощи механической тяги. При этом раздельная возка не требовалась, достаточно было одного полугусеничного тягача. Приведение в походное положение 15cm sFH18 в данном случае было значительно проще, достаточно было снять сошники со станин, затем свести станины и установить на передок, оттянуть стол гаубицы в положение по-походному. Процесс занимал две–три минуты.
Как и большинство артиллерийских систем Вермахта, 15cm sFH18 имела разные колеса для механической и конной тяги. Для мехтяги применялись цельнометаллические колеса с резиновой грузошиной, а для конной со стальной шиной.
Боекомплект.
Боекомплект гаубицы 15cm sFH18 состоял из выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бетонобойными, осколочно-фугасными, дымовыми и кумулятивными снарядами:
- 15cm Gr.19- стандартный ОФ снаряд весом 43,62 кг. Снабжался ударным и дистанционным взрывателем механического типа. При дистанционной стрельбе гаубицы 15cm sFH18, при условии подрыва на оптимальной высоте в десять метров убойные осколки поражали площадь на двадцать шесть метров вперед, шестьдесят-шестьдесят пять метров по обе стороны. При ударной стрельбе убойные осколки поражали площадь на двадцать пять метров вперед, пятьдесят метров в сторону и пять метров назад. По нормали снаряд бил навылет кирпичную стену толщиной в три метра песчаный грунт толщиной в пять с половиной метров и бетонную стену толщиной в сорок пять сантиметров;
- 15cm Gr.19 Beton – бетонобойный снаряд, весом 37,88кг;
- 15cm Gr.19 Nb-дымовой, весом 38,97 кг. При подрыве образуется облако дыма диаметром пятьдесят метров, сохранявшееся при несильном ветре в течение сорока секунд;
- 15cm Gr.36 FES- улучшенный ОФ снаряд с железокерамическим пояском, весом 38,5кг;
- 15cm Gr.36 FES-H1/A- кумулятивный снаряд, способный пробить по нормали броню толщиной в 150-200 мм;
- 15cm PzGr.39 TS- БПС, весом в пятнадцать килограмм. На дистанции в километр пробивал броню 126 мм.
Заряжание 150-мм гаубицы sFH18 раздельно гильзовое. Зарядов восемь. Ведение огня на первых шести зарядах допускалось, без ограничений. Использование седьмого и восьмого заряда допускали только в особых случаях, а количество выстрелов произведенных подряд на этих зарядах не должно было превышать десяти. Это было обусловлено сильным износом зарядной камеры, при использовании этих зарядов. ТТХ легких полевых гаубиц sFH18, sFH42, sFH38.
15cm sH36
Калибр, мм.
149.1
149.1
149.1
Длина ствола мм/клб.
4440/29,5
4875/32,5
3555/23,7
Длина канала, мм.
3985
2965/19,7
Длина нарезной части, мм.
3985
3927
2475
Длина зарядной каморы, мм.
362
506
341
Крутизна нарезов, гр/клб.:
в начале
5/36
6/30
60
у дула
9/18
9/20
100
Число нарезов
40
40
40
Глубина нарезов, мм.
1,5
1,5
2,75
Ширина нареза, мм.
6,71
6,71
7
Ширина поля, мм.
5
5
5,25 4,7
Вес затвора, кг.
120
120
-
Вес ствола, кг.
1760/1774*
2010
-
Лафет
УВН
от 00 до + 450
от 00 до + 450
от -10 до + 450
УГН
560
600
560
Высота линии огня, мм.
1460/1445**
1445
1175
Длина отката, мм.
нормальная
1120
880
980
предельная
1170
920
1160
Габариты в походном положении, мм:
длина
7849/8800**
8950
10425
ширина
2255
2250
1752
высота
1707/2000**
2000
1180
Ширина хода,мм.
1750
-
-
Клиренс, мм.
355/390**
355
-
Вес орудийной повозки, кг.
3968
-
-
Вес лафетной повозки, кг.
424
-
-
Вес системы при нераздельной возке, кг.
6304
63480
Вес системы в боевом положении, кг.
для конной тяги
5342
-
-
для мехтяги
5510
5660
3280
Скорострельность, выстр/мин.
4
4
4
Боеприпасы sFH18
Тип снарядов.
Германское обозначение.
Вес снаряда, кг.
Длина снаряда, кг.
Вес ВВ, кг.
Осколочно-фугасная граната.
15cm Gr19
43.5
4.53
4.3-5.1
Осколочно-фугасная граната.
15cm Gr36stg
43.5
4.53
5.1
Бетонобойный снаряд.
15cm Gr19Be
43.5
3.94
3.18
Дымовой снаряд.
15cm Gr19Nb
39
4.5
0.55
Дымовой снаряд.
15cm Gr38Nb
40.76
4.5
2.14
Кумулятивный снаряд.
15cm Gr39Hl/A
25.0
3.8
4.1
Кумулятивный снаряд.
15cm Gr39Hl/B
-
-
-
Баллистические данные
Баллистические данные стрельбы 15cm sFH18 ОФ гранатой обр.19, обр.19stg и бетонобойным снарядом обр.19.
Заряд
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
Вес заряда, кг.
дигликолевого пороха
0,615
0,740
0,870
1,085
1,395
1,870
3,910
3,665
нитроглицеринового пороха
0,620
0,730
0,840
0,910
1,190
1,620
2,400
3,300
Баллистические данные стрельбы снарядом 15cm Gr39Hl/A.
Заряд
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
Начальная скорость, м/с.
210
230
250
280
320
375
435
520
Дальность стрельбы, м.
4000
4800
5570
6675
8250
9975
11200
13325
Заряд
Начальная скорость, м/с.
Дальность табличная, м.
№6
465
1500
Переменный заряд пороха в составе одного пакета и пяти пучков разного веса находился в гильзе длиной 260мм и диаметром фланца 176мм. Пучки №7 и №8 особого заряда перевозили отдельно. При ведении стрельбы с использованием заряда №7 из гильзы вынимали пакет и все пучки и помещали туда заряд №7. Стрельбу зарядом №8 вели добавлением пучка №8 к пучку №7.
Огонь подкалиберным снарядом PzGr.39 TS вели с использованием заряда №6 на дальность до 1500м.
Боеприпасы sFH18 и sFH18/40.
Модификации 15cm sFH18
В 1942 г в серию пошла гаубица 15cm sFH18M. Основным отличием этой модификации был дульный тормоз и лейнер ствола. Благодаря этим изменениям удалось уменьшить нагрузку на лафет при стрельбе на зарядах №7 и 8 и позволило по мере износа менять лейнер стола, а не сам ствол.
15cm sFH18M – первое немецкое орудие в боекомплект, которого входили активно-реактивные снаряды. Снаряд 15cm RGr весом в 45,25 кг позволил вести огонь на дистанцию до 19 км, благодаря чему гаубица получила возможность обстреливать цели ранее доступных только для пушек 10,5 cm K18. Что позволило отказаться от выпуска этих пушек, хотя активно-реактивные снаряды в виду несовершенства конструкции имели большое рассеивание. Так на предельной дистанции рассеивание снарядов достигало 1250м.
В тридцать пятом году по указанию Отдела вооружений фирмами «Рейнметалл» и «Крупп» начато проектирование легкой 150-мм гаубицы. Основная цель проекта – обеспечить транспортировку гаубицы единственной шестиоконной упряжкой. Облегченная гаубица получила индекс 15cm sFH36. Основное отличие - укороченный на 890 мм ствол с ДТ и широкое использование легких сплавов. Вес гаубицы удалось снизить едва ли не вдвое, до 3500 кг, при этом пришлось пойти на снижение дальности стрельбы до 12,5 км. Прототип 15cm sFH36 изготовили в 1938 году, в тридцать девятом году началось мелкосерийное производство облегченных гаубиц. Но уже в сорок первом году производство пришлось прекратить в виду дефицита легких сплавов, которые требовались для авиационной промышленности.
Проектирование еще одного варианта 15cm sFH18, специально для мехтяги, было начато в тридцать восьмом году. В этом варианте, благодаря увеличению на три калибра длины ствола удалось увеличить дальнобойность до 15,6 км. Существенно увеличен УВН- до 70 градусов. Данная модификация получила индекс 15cm sFH40. Опытный образец увидел свет уже в 1938 году, но производство sFH40 было заблокировано в виду необходимости форсированного увеличения выпуска уже существующих артиллерийских систем. Все работы по этой модификации прекращены в сорок первом году.
Имеющийся задел стволов решили выработать, наложив их на серийный лафет sFH18. Полученная гаубица 15cm sFH18/40 или 15cm sFH42 оказалась орудием не совсем удачным. Более длинный, по сравнению с sFH18 стол увеличил дальность стрельбы, но штатный лафет не позволял вести огонь по таким высоким траекториям как у sFH40. Цена орудия оставляла 60 тысяч рейхсмарок против 40 тысяч за sFH18. Всего таких гаубиц выпустили 46 штук.
Работы над новыми 150-мм гаубицами.
В сентябре 1943 года Верховным командованием вермахта был объявлен конкурс на проектирование полевой гаубицы 15cm sFH43 с круговым обстрелом и увеличенным до семидесяти градусов УВН. Помимо традиционных игроков – «Крупп» и «Рейнметалл» в этом конкурсе приняла участие фирма «Шкода. Основная интрига заключалась в том чтобы перебить пушки-гаубицы МЛ-20 на километр. Ни один предъявленный проект не смог удовлетворить военных. В следующем году был объявлен новый конкурс, с новыми ТТХ на 15cm sFH44. Но и эти проекты не были реализованы.
Заключение.
Таким образом, все работы по конструированию 150-мм тяжелых гаубиц пошла по пути совершенствования sFH18. Вплоть до конца войны о гаубицы sFH18 и sFH18М оставались основным орудием такого типа, как в Вермахте, так и в СС.
Серийное производство 150-мм гаубиц sFH18 начато в конце тридцать третьего года и продолжалось вплоть до окончания войны . В программе производства поначалу были задействованы фирмы «Ренметалл» и «Крупп». Впоследствии сборку sFH18 освоили заводы МАН в Аугсбурге и «Шпрееверк» в Берлине-Шпандау. Позднее к ним присоединился завод «Шкода» в Словакии.
Точных данных о количестве sFH18 изготовленных на протяжении 1933-45гг. до сих пор не найдено. Известно, что в предвоенное время Вермахт получил около 2000 гаубиц этой марки, а темпы производства не превышали 30 штук в месяц. В военное время объемы производства существенно выросли, но плановой цифры в 300 орудий достигнуто не было.
Первый опыт применения sFH18 немецкие военные получили в ходе боев в Испании, где две батареи этих гаубиц входили в состав легиона «Кондор». Где они показали себя с положительной стороны.
С началом второй мировой войны sFH18 поставлялись союзникам Германии:
- Финляндии (индекс m/40);
- Италии (Obice da 149/28).
- Испании.
После войны 15cm sFH18 стояли на вооружении армий Болгарии, Алжира, Югославии, Китая, Португалии, Индонезии, Малазии вплоть до середины пятидесятых годов. В Чехословакии немецкие 150-мм гаубицы модернизировали с целью использования советских 152-мм снарядов и установили ДТ улучшенной конструкции. Эти орудия получили индекс vz. 18/47N.
Немецкий вермахт применял 150-мм гаубицы sFH18, в течении войны на всех ТВД. Гаубица считалась оружием вполне надежным, снаряды которого обладали хорошим могуществом. Наличие в БК кумулятивных и подкалиберных снарядов позволяло бороться с танками, хотя такое использование в виду и отсутствия щита для защиты расчета и больших габаритов допускалось лишь в крайних случаях. Хотя такой крайний случай был все же не редок, так как выход вражеских танков на позиции дивизионной артиллерии нередко был одной из целей танковой атаки, а стрельба орудий на самооборону была целесообразна и своевременна.
В ходе боев на Восточном фронте sFH18 показало себя недостаточно дальнобойной по сравнению с пушкой-гаубицей МЛ-20. Последняя стреляла на 17300 м, тогда как немецкая гаубица только на 13325 м. Активно-реактивный боеприпас полностью проблемы не снимал, так как обладал повышенным рассеиванием при стрельбе.
150-мм гаубицы sFH18, как и большинство немецких артиллерийских систем, были оружием прочным и надежным, с вполне удовлетворительными ТТХ.