log in

122-мм гаубица обр.1910/30 гг.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг  на позиции

122-мм гаубица обр.1910/30гг., - советская гаубица, модернизация более раннего орудия - российской 122-мм гаубицы обр.1910 г французского происхождения. Находилась в штатах дивизионной артиллерии наряду с 76-мм пушками обр.1902/30, Ф-22, УСВ, 122-мм гаубицами М-30,   а также 152-мм тяжелыми гаубицами. Активно использовалась в предвоенных конфликтах, а также в начале Отечественной войны. Помимо СССР состояла на вооружении Финляндии и Германии.

Основания модернизации.

Анализ опыта применения артиллерии в ходе ПМВ, Гражданской войны и вскоре последовавшей советско-польской, а также мировые тенденции развития артиллерии выявил необходимость совершенствования советских дивизионных гаубиц. Основными направлениями считались: 

  • увеличение дальнобойности;
  • увеличение огневой маневренности;
  • увеличение могущества отдельного выстрела;
  • улучшение маневренных качеств, путем внедрения механической тяги. 

В 1928 году принято решение о конструировании нового орудия на замену гаубицам обр. 1909 и 1910 гг. Однако, учитывая реальное тяжелое положение в промышленности, наличие более важных военных программ , а также загруженность заказами из народного хозяйства, было решено модернизировать 122-мм гаубицу обр.1910 гг. 

Резервы, заложенные в конструкцию этой дивизионной гаубицы, позволяли улучшить ее ТТХ, главным образом дальнобойность. Модернизация должна была проходить силами КБ Мотовилихинского завода, который и занимался выпуском гаубицы обр.1910 гг. Одной из главных фигур предстоящей модернизации должен стал известный конструктор Сидоренко В.Н.

Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.

одна из первых  гаубиц обр.1910/30ггОсновным направлением модернизации выбрано увеличение дальнобойности 122-мм гаубицы, путем введения боеприпасов со снарядом дальнобойной формы. Стрелять из гаубицы обр.1910 гг., таким было возможно исключительно на четвертом заряде, который состоял единственно из основного пакета пороха. Снаряды дальнобойной формы были длиннее старых на 0,64 калибра. Причем эта разница в основном была в запоясковой части, которая у снарядов старого образца практически отсутствовала.

Попытка выстрелить полным снарядом приводила к разрыву ствола, поскольку при наличии всех пучков отсутствовал внутренний объем необходимый для расширения пороховых газов, резко росла температура и давление. Поэтому стреляли, убрав все пучки за исключением основного пакета. Для исправления ситуации необходимо было удлинить зарядную камору. Что и сделали, расточив ее на один калибр.

советская 122-мм гаубицаСтрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг произошло на этапе серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявила эксплуатация в войсках. Стрельба дальнобойной гранатой приводила к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с прежним артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом №1 существенно превышала динамические характеристики допустимые для не модернизированной гаубицы.

Упрочнение лафета естественно сказалась на массе гаубицы обр.1910/30гг ее масса увеличилась до 1466 кг, тогда как не модернизированная 122-мм гаубица весил 1331кг. Наложение расточенного ствола на старый лафет, а также использование старых салазок и противооткатных устройств было запрещено.

Чтобы исключить эту возможность модернизированные лафеты, противооткатные и стволы стали в обязательном порядке маркировать надписями «упрочненный», «обр.1910/30гг», «удлиненная камора».

Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр.1910/30гг заставило изменить прицельные приспособления. Для обр. обр.1910/30гг приняли «нормализованный» прицел. Данный прицел использовался для самых разных артиллерийских систем и отличался только креплением, да нарезкой дистанционных шкал под баллистику конкретного орудия. 

Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы обр.1910/30гг остались на прежнем уровне, поскольку сам однобрусный лафет, в также колесный ход не претерпели существенных изменений конструкции. Механизм горизонтальной наводки гаубицы остался прежним. Скорость возки, как и раньше, не превышала шести километров в виду отсутствия какого либо подрессоривания и наличия деревянных колес с металлическим ободом.

На протяжении 1930 года модернизация полностью завершена. 122-мм гаубица обр.1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихским заводом и поступила в войска.

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.
Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.
Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

ствол 122-мм гаубицы обр,1910/30ггПри производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Затвор гаубицы Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг - секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Лафет гаубицыБоевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Зарядный ящик и передний ход гаубицы Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.
Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Оценка гаубицы.

Расчет ведет огонь из 122 мм гаубицы обр.1910/30ггМодернизация гаубицы, которая коснулась только увеличения дальности стрельбы, не смогла существенно улучшить боевые ее свойства. Тактическая подвижность орудия ограничивалась отсутствием подрессоривания, маневр огнем ограничивал оставшийся неизменным лафет. Орудие получилось неустойчивым, и стрелять полным зарядом при углах менее двадцати градусов запрещено. Дальнобойность гаубицы уступала таковой у современных орудий, таких как 10,5 cm leFH18. Из положительных качеств 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг на начало войны можно назвать лишь ее малый вес.

Однако сам факт модернизации парка устаревших орудий следует считать правильным, соответствующим реалиям отечественной промышленности и соответствующим тенденциям развития артиллерии том числе и зарубежной. 

ТТХ 122-мм гаубицы обр 1910/30 .

122-мм гаубица обр. 1910/30 гг
Ствол
Калибр, мм. 121.92
Длина  ствола. мм/кал. 1560/12,8
Длина канала, мм/клб. 1535/12,6
Длина нарезной части, мм. 1140
Длина патронника, мм. 287
Длина затворной части, мм. 133
Угол нарезки:
в начале прогрессивной части, мм 4021"
у дула 8056"
Длина хода нареза у дула, клб. 20
 Число нарезов 36
 Глубина нарезов, мм. 1,015
 Ширина нареза, мм. 7,6
Ширина поля, мм. 3,04
 Вес затвора, кг. 32,8
 Вес ствола с  затвором, кг.   422-426
Лафет
 УВН  от -30  до +  440
 УГН 407"
Длина отката, мм. 
нормальная 985-1050
предельная 1067
Высота линии огня,мм. 1110
при сдвинутых станинах , мм.  7400
Длина от центра боевой оси до опоры сошников, мм. 3300
Ширина хода, мм. 1549-1475
Высота по щиту, мм 1841
Клиренс по щиту,мм. 406
Толщина щита,мм.  3,5-4
Весовая сводка
Колесо, кг. 122
Щит, кг.  74
Вес откатных частей, кг.  150
Вес вращающейся части, кг. 570
Лафет без ствола, кг.  1040
Вес системы в походном положении, кг.   2510
Вес системы в боевом  положении, кг 1466
Эксплуатационные данные  
Скорострельность, выст/мин. 5-6
Время перехода в боевое положение, с. 30-40
Число лошадей для возки гаубицы 6
Число лошадей для возки гаубицы зарядного  ящика 4
Скорость возки км/ч на деревянных колесах до 6
Скорость возки км/ч на металлических с грузошиной до 12

Боеприпасы. 

  • Выстрелы 122-мм гаубицы  обр. 1910/30 г. Лист 1
  • Выстрелы 122-мм гаубицы  обр. 1910/30 г. Лист 2

  • Рисунок2 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 2 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 3 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 4 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 5 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 6 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 7 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 8 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 9 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг
  • Рисунок 10 . Выстрелы к 122-мм гаубице обр. 1910 и обр.1909/37 гг

Комментарии  

0 #39 Warren 23.10.2017 09:54
It's going to be ending of mine day, except before end I
am reading this fantastic post to increase my know-how.


My webpage; Valentin: www.samtuga.com/.../22599
0 #38 Camille 23.10.2017 06:59
Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your point.
You clearly know what youre talking about, why throw away your intelligence on just posting videos to your site when you could be giving us something informative to read?


Here is my web site Freeman: huiy.cn.com/.../
0 #37 Aliza 22.10.2017 19:44
Hey there just wanted to give you a quick heads up and let you know a few of the images aren't loading properly.
I'm not sure why but I think its a linking issue.
I've tried it in two different browsers and both show
the same outcome.

Have a look at my web-site; Tuyet: berylcook.wsisites.net/.../...
0 #36 Concepcion 22.10.2017 12:07
With havin so much content do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My blog has a lot of
completely unique content I've either authored myself or outsourced but it seems a lot of
it is popping it up all over the internet without my authorization.
Do you know any techniques to help stop content from being
ripped off? I'd certainly appreciate it.

My blog - Lurlene: diaoyu168.com/.../
0 #35 Sylvia 22.10.2017 10:42
Since the admin of this web page is working, no doubt very shortly it will be famous, due to
its feature contents.

my weblog :: Sheena: imct.aimct.com/.../
0 #34 Hosea 22.10.2017 06:10
Hi there, just wanted to mention, I loved this blog post.
It was helpful. Keep on posting!

Also visit my site; swytqjd.com: swytqjd.com/.../...
0 #33 Shanon 22.10.2017 05:30
all the time i used to read smaller content which as well clear their
motive, and that is also happening with this paragraph which I
am reading here.

Here is my weblog: www.daxiabbs.com: www.daxiabbs.com/.../
0 #32 Kent 22.10.2017 04:21
Hey, I think your website might be having browser compatibility
issues. When I look at your website in Firefox, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping.

I just wanted to give you a quick heads up!
Other then that, very good blog!

My homepage Nilda: hnzwh.com/.../
0 #31 Angelia 22.10.2017 00:05
You are so interesting! I don't believe I have read something like that before.
So good to find someone with some unique thoughts on this subject matter.
Really.. many thanks for starting this up. This website is something that is required on the web,
someone with some originality!

Look at my site ... proffinfo.com: proffinfo.com/.../...
0 #30 Micheal 21.10.2017 23:55
Hey would you mind letting me know which web host you're working with?
I've loaded your blog in 3 different internet browsers and I must say this blog loads a lot quicker then most.
Can you suggest a good web hosting provider at a honest price?
Cheers, I appreciate it!

Feel free to visit my website - Merry: Www.e-partner.club/.../

Добавить комментарий