log in

122-мм дивизионная гаубица обр.1938 г.

Дивизионная гаубица М-30 на улице Берлина

122-мм гаубица обр. 1938 г. ( М-30) - орудие советской артиллерии.  Спроектировано КБ Мотовилихинского завода в 1938 г, группой конструкторов, руководителем которой являлся Ф.Петров. Гаубица состояла в штатах дивизионной, корпусной артиллерии, а также артиллерии РГК, в военные  и послевоенные периоды.  Помимо СССР, гаубица состояла и на ворожении множества других стран, куда поставлялась в рамках советской военной помощи, в некоторых странах несет службу поныне.

Причины появления гаубицы обр. 1938 г.

122-мм гаубичная  батарея на огневой позицииРазвертывание механизированных частей и соединений предвоенного периода, тенденция перевода артиллерии воющее на механическую тягу войны требовало создания артиллерии способной сопровождать и поддерживать механизированную пехоту и танки.

Для этого требовались орудия, обладающие вполне определенными боевыми качествами, недостаточными у гаубиц, состоявших в ту пору на вооружении.
Прежде всего, это касалось таких качеств как:

  • мощность отдельного выстрела;
  • дальнобойность;
  • скорострельность;
  • тактическая подвижность;
  • огневая подвижность.

Для обеспечения требуемых качеств, основные требования к новой гаубице сформулировали следующим образом:

  • калибр 122-мм. Вопрос калибра легкой гаубицы не был самоочевиден. На этом этапе достоинства калибра 107-мм в гаубичной артиллерии были окончательно отброшены ради большего могущества снаряда калибра 122-м;
  • дальнобойность. Таковая новых гаубиц должна была превосходить таковую 122-мм гаубиц обр. 1910/30 г;
  • скорострельность. Для увеличения скорострельности, по меньшей мере, орудие следовало оснастить клиновым затвором. Однако изготовление его для отечественной промышленности было делом сложным. Как следствие клиновый затвор только желателен;
  • тактическая подвижность. Скорость движения гаубицы по шоссе не менее 50 км/час. Для чего требовалось как минимум подрессоривание и металлические обрезиненные колеса;
  • огневая подвижность или маневренность. Для ее повышения гаубица должна была иметь раздвижные станины и УВН в 65 градусов.

Этап создания.

122 мм гаубицы в камуфляжной  окраскеВ сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.

Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.
Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:

  • поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
  • тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
  • колеса от пушки Ф-22;
  • канал ствола в основном повторял   тот-же у  гаубицы  «Лубок».

В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.

122- мм гаубица М-30 на огневой позицииПолный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.

Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП.  Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину - слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.

Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции - летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.

Производство 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

Для серийного производства гаубицу пермского конструкторского бюро передали Уралмащзаводу и заводу №92. Последний изготовил всего пятьсот гаубиц из заказа сорокового года и прекратил их производство.

Объемы произодства аналогичны производству других орудий - всплеск производства сорок второго года для восполнения потерь первого года войны. Последующее снижение объясняется как необходимостью производства орудий для САУ, так и программой производства гаубицы Д-1.

Впрочем, количественный рост советской артиллерии, не означал его качественного роста. Около 80 процентов советской артиллерии было калибра 76-82 мм, роль минометов в артиллерии значительно усилилась в ущерб гаубицам и пушкам.

Производство 122-мм гаубиц обр. 1938 г.
Год выпуска. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1946 г. 1947 г. Итого
Выпуск гаубиц. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19266
Год выпуска. 1948 г. 1949 г. 1950 г. 1951 г. 1952 г. 1953 г. 1954 г. 1955 г.
Выпуск гаубиц. 200 250 - 300 100 100 280 100

 

Кратное описание конструкции.

В цеху по производству гаубицСтвол - свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.
Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа - поворотный механизм винтового типа.  Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. 
Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.

Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.

Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.

В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.

Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными - станины, кожух ствола, рукоять затвора.

При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.

В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.

Штаты.

Переправа гаубицы через  СивашВ предвоенное время штат дивизионной артиллерии предусматривал наличие легкого арт. полка в составе 2-х дивизионов ( 8 76- мм пушек и 4 122-мм гаубицы в каждом), гаубичный арт. полк двух дивизионного состава (12 122-мм гаубиц в каждом) и дивизион 152-мм гаубиц (четыре гаубицы). Как мы видим, основу довоенных дивизионных артиллерийских полков составляли гаубицы и орудия калибра 122-мм и выше.

Изменения количества 122-мм гаубиц на примере штатов стрелковой дивизии военного времени можно посмотреть ниже.

Изменения в  дивизионной артиллерии стрелковых дивизий.
Арт.система
 
 
 Июль 1941 г.
  Декабрь 1941 г.   Март 1942 г.   Июль 1942 г.   Декабрь 1942 г.   Июль 1943 г.  
 Декабрь 1944 г.
 обычная гвардейская  обычная  гвардейская
76-мм пушки    16 16  20 20  20  24  32 36  32
122-мм гаубицы  8  8 12 12  12  12 12  12  20

 Моторизованная дивизия располагала меньшим количеством артиллерии, ее арт. полк располагал двумя дивизионами по 4 76 мм пушки и 8 122-мм гаубиц, и гаубичным дивизионом 152-мм гаубиц.

Танковая дивизия имела на вооружении арт. полка только 16 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц.

 

Боеприпасы.

122-мм гаубица обр. 1938 г сохранила возможность ведения огня снарядами дальнобойной формы, разработанными для гаубицы обр. 1910/30 г., а также шрапнелями 460- серии при использовании заряда Ж-462. Однако по мере поступления снарядов нового типа, эта возможность стала из разряда «на черный день». И в 1943 г. в таблицы стрельбы такая возможность уже не упомянута.

В сорок третьем году в боекомплект гаубицы включен кумулятивный снаряд. Однако его эффективность при борьбе с БТТ была довольно сомнительной. На испытаниях в Кубинке, при стрельбе по танку «Тигр» из пятнадцати выстрелов не удалось добиться не одного попадания. Вероятно, это связано как с несовершенством прицельных приспособлений, так самого кумулятивного снаряда. Цена деления панорамных углов была две тысячных, тогда как, например гаубицы Д-30 - 0,5 тысячных. Что при ведении огня по целям малого размера, таким как танк или ДОТ, оказалось уже критичным. В гаубицах послевоенного выпуска этот недостаток исправили.

Расход снарядов.

Средние нормы расхода на выполнение огневых задач с закрытых ОП при фронтальном огне следующие:

  • на подавление отдельной огневой точки вне укрытия на дальности до 4 км требуется 20- 25 гранат 122-мм гаубицы обр. 1938 г. с установкой взрывателя на осколочное действие в течение 15-20 минут;
  • для подавления живой силы в ходах ссобщения и окопах на каждые 10 м окопа требуется на дальности в 2—3 км до 40 гранат фугасного действия в течение 20 -30 минут и на дальности 4- 6 км — 60 гранат в течение 30- 40 минут;
  • для разрушения 10- метрового окопа требуется такое же количество снарядов, что и при подавлении, но в более продолжительное время;
  • для разрушения блиндажа при двух-трёх прямых попаданиях на дальностях до 3 км требуется до 120 гранат в течение 1 часа.

Перечисленные задачи выполнялись преимущественно огнём батареи.

Огонь прямой наводкой на разрушение следовало вести с дальностей 500-1000 м. При этом на разрушение сооружений полевого типа расходуется в среднем до 20 снарядов.

Борьбу с танками 122-мм  гаубица ведёт с закрытых и открытых огневых позиций. С закрытых ОП — массированным огнём- по районам скоплений танков, по танкам в колоннах и наступающим танкам —ведением подвижного заградогня.  

При прорыве танков врага в глубину обороны и выходе их в район закрытых огневых позиций батарей последние ведут по ним- огонь прямой наводкой.

Наибольшая дальность действительного огня прямой наводкой по БТТ для гаубиц обр. 1938 г.— 1500 м; при этих дальностях огонь следовало  вести лишь при массовых атаке танков.

Чтобы повысить действительность поражения и избежать преждевременного обнаружения орудий противником, огонь следует открывать с дальностей прямого выстрела 9 600 м.

Кумулятивный снаряд на расстояниии на дальность до 1000 м разрушает броню до 100 мм. На малые дальности для стрельбы по БТТ с успехом применяются осколочно-фугасные снаряды.  

 Могущество снаряда.

Разлет осколков ОФ-462  снаряда при установке на осколочное  действие.
Площадь  действительного поражения Площадь сплошного поражения
по фронту , м. в глубину, м. по фронту , м. в глубину, м.
60 20 18 8

 

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г
Массогабаритные характеристики
Габаритная длина в походном положении, мм 5900 (без передка)
8600 (с передком)
Ширина орудия в походном положении, мм 1975
Высота орудия при нулевом угле возвышения, мм 1820
Масса в боевом положении, кг 2360 (орудия выпуска до середины 1943 г.)
2450 (более поздние)
Масса в походном положении, кг 2550 (без передка)
3100 (с передком)
Масса откатывающихся частей, кг 810
Масса качающейся части, кг 1014
Ствол
Калибр, мм 121,92
Длина ствола без затвора, мм 2800 (L/22,7)
Длина канала, мм 2670
Длина нарезной части, мм 2278
Число нарезов 48
Крутизна нарезки Переменная
Длина хода нарезов у каморы, клб 36
Длина хода нарезов у дула, клб 20
Огневые характеристики
Высота линии огня, мм 1200
Диапазон угла вертикальной наводки от −3° до +63,5°
Диапазон угла горизонтальной наводки 49° (24,5° влево и вправо)
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м 11 800 м
Максимальная скорострельность, выстр./мин 5–6
Подвижность
Клиренс (дорожный просвет), мм 330—357
Диаметр колеса, мм 1180
Ширина хода (колея), мм 1600
Максимальная скорость буксировки по шоссе, км/ч 50
Количество лошадей в упряжке при конной тяге 6
Прочее
Время перевода из походного положения в боевое, мин. 1
Расчёт, чел 8 (Командир орудия, 2 наводчика, замковый, установщик, трое заряжающих и подносчиков)

Комментарии  

0 #50 Sang 14.12.2017 08:50
Great blog! Do you have any tips and hints for aspiring writers?
I'm hoping to start my own website soon but I'm a little lost on everything.

Would you recommend starting with a free platform like Wordpress or go for
a paid option? There are so many choices out there
that I'm completely overwhelmed .. Any recommendations?

Appreciate it!

Feel free to surf to my web-site ... judi poker online: yar303.com.ua/.../
0 #49 Alba 12.12.2017 11:38
I've been exploring for a little bit for any high quality articles or blog posts on this sort of area .
Exploring in Yahoo I finally stumbled upon this website.
Reading this info So i am satisfied to exhibit that I've
an incredibly just right uncanny feeling I
found out exactly what I needed. I such a lot
for sure will make sure to do not put out of your mind this website and provides it
a look on a relentless basis.

Here is my weblog: imstci.com: imstci.com/?p=300861
0 #48 Bonita 30.11.2017 13:48
Hello! I know this is kinda off topic but I'd figured I'd ask.

Would you be interested in exchanging links or maybe guest authoring a blog post or vice-versa?
My site addresses a lot of the same subjects as yours and I feel we could greatly benefit from each other.
If you happen to be interested feel free to shoot me an e-mail.
I look forward to hearing from you! Wonderful blog by the
way!

Feel free to surf to my webpage ... Www.Hghzzx.com/.../ Www.Hghzzx.com/.../
0 #47 Anastasia 29.11.2017 01:44
Excellent post however , I was wanting to know if you could write a litte
more on this topic? I'd be very thankful if you could elaborate a
little bit further. Kudos!

Also visit my website: 120.77.77.73: 120.77.77.73:8008/.../
0 #46 Elyse 28.11.2017 22:32
Informative article, totally what I needed.



Feel free to visit my site Miranda: iklanmember.com/.../
0 #45 Darwin 28.11.2017 17:16
I am sure this post has touched all the internet users, its really really good article
on building up new blog.

Also visit my homepage Elva: gopabandhuacademy.gov.in/.../. ..
0 #44 Deb 27.11.2017 08:27
Wow, fantastic weblog format! How long have you ever been running a blog
for? you make running a blog glance easy. The overall glance of your site
is fantastic, as smartly as the content material!

Take a look at my web-site Constance: download-freebie.pw/.../...
0 #43 Sheldon 25.11.2017 08:08
Quality articles is the key to invite the users to pay a visit the site, that's what this site is providing.


Also visit my homepage: ударник2.xn--p1 ai: xn--2-7sblrkquv.xn--p1ai/.../
0 #42 Lindsey 24.11.2017 14:32
You ought to take part in a contest for one of the greatest blogs on the web.
I'm going to recommend this blog!

Also visit my homepage Dillon: www.chenda.date/.../
0 #41 Jocelyn 20.11.2017 17:17
My brother recommended I might like this web site. He was entirely
right. This post actually made my day. You cann't imagine simply
how much time I had spent for this information! Thanks!



Have a look at my website: dotnetccc.com: dotnetccc.com/.../Default.aspx

Добавить комментарий