log in

122-мм дивизионная гаубица обр.1938 г.

Дивизионная гаубица М-30 на улице Берлина

122-мм гаубица обр. 1938 г. ( М-30) - орудие советской артиллерии.  Спроектировано КБ Мотовилихинского завода в 1938 г, группой конструкторов, руководителем которой являлся Ф.Петров. Гаубица состояла в штатах дивизионной, корпусной артиллерии, а также артиллерии РГК, в военные  и послевоенные периоды.  Помимо СССР, гаубица состояла и на ворожении множества других стран, куда поставлялась в рамках советской военной помощи, в некоторых странах несет службу поныне.

Причины появления гаубицы обр. 1938 г.

122-мм гаубичная  батарея на огневой позицииРазвертывание механизированных частей и соединений предвоенного периода, тенденция перевода артиллерии воющее на механическую тягу войны требовало создания артиллерии способной сопровождать и поддерживать механизированную пехоту и танки.

Для этого требовались орудия, обладающие вполне определенными боевыми качествами, недостаточными у гаубиц, состоявших в ту пору на вооружении.
Прежде всего, это касалось таких качеств как:

  • мощность отдельного выстрела;
  • дальнобойность;
  • скорострельность;
  • тактическая подвижность;
  • огневая подвижность.

Для обеспечения требуемых качеств, основные требования к новой гаубице сформулировали следующим образом:

  • калибр 122-мм. Вопрос калибра легкой гаубицы не был самоочевиден. На этом этапе достоинства калибра 107-мм в гаубичной артиллерии были окончательно отброшены ради большего могущества снаряда калибра 122-м;
  • дальнобойность. Таковая новых гаубиц должна была превосходить таковую 122-мм гаубиц обр. 1910/30 г;
  • скорострельность. Для увеличения скорострельности, по меньшей мере, орудие следовало оснастить клиновым затвором. Однако изготовление его для отечественной промышленности было делом сложным. Как следствие клиновый затвор только желателен;
  • тактическая подвижность. Скорость движения гаубицы по шоссе не менее 50 км/час. Для чего требовалось как минимум подрессоривание и металлические обрезиненные колеса;
  • огневая подвижность или маневренность. Для ее повышения гаубица должна была иметь раздвижные станины и УВН в 65 градусов.

Этап создания.

122 мм гаубицы в камуфляжной  окраскеВ сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.

Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.
Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:

  • поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
  • тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
  • колеса от пушки Ф-22;
  • канал ствола в основном повторял   тот-же у  гаубицы  «Лубок».

В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.

122- мм гаубица М-30 на огневой позицииПолный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.

Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП.  Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину - слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.

Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции - летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.

Производство 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

Для серийного производства гаубицу пермского конструкторского бюро передали Уралмащзаводу и заводу №92. Последний изготовил всего пятьсот гаубиц из заказа сорокового года и прекратил их производство.

Объемы произодства аналогичны производству других орудий - всплеск производства сорок второго года для восполнения потерь первого года войны. Последующее снижение объясняется как необходимостью производства орудий для САУ, так и программой производства гаубицы Д-1.

Впрочем, количественный рост советской артиллерии, не означал его качественного роста. Около 80 процентов советской артиллерии было калибра 76-82 мм, роль минометов в артиллерии значительно усилилась в ущерб гаубицам и пушкам.

Производство 122-мм гаубиц обр. 1938 г.
Год выпуска. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1946 г. 1947 г. Итого
Выпуск гаубиц. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19266
Год выпуска. 1948 г. 1949 г. 1950 г. 1951 г. 1952 г. 1953 г. 1954 г. 1955 г.
Выпуск гаубиц. 200 250 - 300 100 100 280 100

 

Кратное описание конструкции.

В цеху по производству гаубицСтвол - свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.
Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа - поворотный механизм винтового типа.  Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. 
Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.

Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.

Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.

В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.

Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными - станины, кожух ствола, рукоять затвора.

При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.

В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.

Штаты.

Переправа гаубицы через  СивашВ предвоенное время штат дивизионной артиллерии предусматривал наличие легкого арт. полка в составе 2-х дивизионов ( 8 76- мм пушек и 4 122-мм гаубицы в каждом), гаубичный арт. полк двух дивизионного состава (12 122-мм гаубиц в каждом) и дивизион 152-мм гаубиц (четыре гаубицы). Как мы видим, основу довоенных дивизионных артиллерийских полков составляли гаубицы и орудия калибра 122-мм и выше.

Изменения количества 122-мм гаубиц на примере штатов стрелковой дивизии военного времени можно посмотреть ниже.

Изменения в  дивизионной артиллерии стрелковых дивизий.
Арт.система
 
 
 Июль 1941 г.
  Декабрь 1941 г.   Март 1942 г.   Июль 1942 г.   Декабрь 1942 г.   Июль 1943 г.  
 Декабрь 1944 г.
 обычная гвардейская  обычная  гвардейская
76-мм пушки    16 16  20 20  20  24  32 36  32
122-мм гаубицы  8  8 12 12  12  12 12  12  20

 Моторизованная дивизия располагала меньшим количеством артиллерии, ее арт. полк располагал двумя дивизионами по 4 76 мм пушки и 8 122-мм гаубиц, и гаубичным дивизионом 152-мм гаубиц.

Танковая дивизия имела на вооружении арт. полка только 16 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц.

 

Боеприпасы.

122-мм гаубица обр. 1938 г сохранила возможность ведения огня снарядами дальнобойной формы, разработанными для гаубицы обр. 1910/30 г., а также шрапнелями 460- серии при использовании заряда Ж-462. Однако по мере поступления снарядов нового типа, эта возможность стала из разряда «на черный день». И в 1943 г. в таблицы стрельбы такая возможность уже не упомянута.

В сорок третьем году в боекомплект гаубицы включен кумулятивный снаряд. Однако его эффективность при борьбе с БТТ была довольно сомнительной. На испытаниях в Кубинке, при стрельбе по танку «Тигр» из пятнадцати выстрелов не удалось добиться не одного попадания. Вероятно, это связано как с несовершенством прицельных приспособлений, так самого кумулятивного снаряда. Цена деления панорамных углов была две тысячных, тогда как, например гаубицы Д-30 - 0,5 тысячных. Что при ведении огня по целям малого размера, таким как танк или ДОТ, оказалось уже критичным. В гаубицах послевоенного выпуска этот недостаток исправили.

Расход снарядов.

Средние нормы расхода на выполнение огневых задач с закрытых ОП при фронтальном огне следующие:

  • на подавление отдельной огневой точки вне укрытия на дальности до 4 км требуется 20- 25 гранат 122-мм гаубицы обр. 1938 г. с установкой взрывателя на осколочное действие в течение 15-20 минут;
  • для подавления живой силы в ходах ссобщения и окопах на каждые 10 м окопа требуется на дальности в 2—3 км до 40 гранат фугасного действия в течение 20 -30 минут и на дальности 4- 6 км — 60 гранат в течение 30- 40 минут;
  • для разрушения 10- метрового окопа требуется такое же количество снарядов, что и при подавлении, но в более продолжительное время;
  • для разрушения блиндажа при двух-трёх прямых попаданиях на дальностях до 3 км требуется до 120 гранат в течение 1 часа.

Перечисленные задачи выполнялись преимущественно огнём батареи.

Огонь прямой наводкой на разрушение следовало вести с дальностей 500-1000 м. При этом на разрушение сооружений полевого типа расходуется в среднем до 20 снарядов.

Борьбу с танками 122-мм  гаубица ведёт с закрытых и открытых огневых позиций. С закрытых ОП — массированным огнём- по районам скоплений танков, по танкам в колоннах и наступающим танкам —ведением подвижного заградогня.  

При прорыве танков врага в глубину обороны и выходе их в район закрытых огневых позиций батарей последние ведут по ним- огонь прямой наводкой.

Наибольшая дальность действительного огня прямой наводкой по БТТ для гаубиц обр. 1938 г.— 1500 м; при этих дальностях огонь следовало  вести лишь при массовых атаке танков.

Чтобы повысить действительность поражения и избежать преждевременного обнаружения орудий противником, огонь следует открывать с дальностей прямого выстрела 9 600 м.

Кумулятивный снаряд на расстояниии на дальность до 1000 м разрушает броню до 100 мм. На малые дальности для стрельбы по БТТ с успехом применяются осколочно-фугасные снаряды.  

 Могущество снаряда.

Разлет осколков ОФ-462  снаряда при установке на осколочное  действие.
Площадь  действительного поражения Площадь сплошного поражения
по фронту , м. в глубину, м. по фронту , м. в глубину, м.
60 20 18 8

 

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г
Массогабаритные характеристики
Габаритная длина в походном положении, мм 5900 (без передка)
8600 (с передком)
Ширина орудия в походном положении, мм 1975
Высота орудия при нулевом угле возвышения, мм 1820
Масса в боевом положении, кг 2360 (орудия выпуска до середины 1943 г.)
2450 (более поздние)
Масса в походном положении, кг 2550 (без передка)
3100 (с передком)
Масса откатывающихся частей, кг 810
Масса качающейся части, кг 1014
Ствол
Калибр, мм 121,92
Длина ствола без затвора, мм 2800 (L/22,7)
Длина канала, мм 2670
Длина нарезной части, мм 2278
Число нарезов 48
Крутизна нарезки Переменная
Длина хода нарезов у каморы, клб 36
Длина хода нарезов у дула, клб 20
Огневые характеристики
Высота линии огня, мм 1200
Диапазон угла вертикальной наводки от −3° до +63,5°
Диапазон угла горизонтальной наводки 49° (24,5° влево и вправо)
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м 11 800 м
Максимальная скорострельность, выстр./мин 5–6
Подвижность
Клиренс (дорожный просвет), мм 330—357
Диаметр колеса, мм 1180
Ширина хода (колея), мм 1600
Максимальная скорость буксировки по шоссе, км/ч 50
Количество лошадей в упряжке при конной тяге 6
Прочее
Время перевода из походного положения в боевое, мин. 1
Расчёт, чел 8 (Командир орудия, 2 наводчика, замковый, установщик, трое заряжающих и подносчиков)

Комментарии  

0 #26 Celinda 23.10.2017 09:32
Thank you for sharing your info. I truly appreciate your efforts and I will be waiting for your next post thank you once again.

Also visit my web page :: Kzsex.net/.../ Kzsex.net/.../
0 #25 Leslie 23.10.2017 06:10
Greetings from Idaho! I'm bored to death at work so I decided
to browse your website on my iphone during lunch
break. I love the info you present here and can't wait to take a look when I get home.
I'm amazed at how fast your blog loaded on my phone ..
I'm not even using WIFI, just 3G .. Anyhow, wonderful
site!

My web page; Everett: www.chahda.net/.../
0 #24 Zella 23.10.2017 05:43
I have read so many articles on the topic of the blogger lovers but this piece of writing is actually a good piece of writing, keep it up.


Also visit my site; Ella: wandian.bxman.com/.../
0 #23 Rochell 23.10.2017 05:00
It's awesome to pay a visit this website and reading the views
of all mates regarding this paragraph, while
I am also eager of getting know-how.

My web-site ... Josephine: www.licensemania.mybbextra.com /.../
0 #22 Mervin 22.10.2017 06:17
Howdy! I could have sworn I've been to your blog before but after browsing through some of the articles I
realized it's new to me. Anyhow, I'm definitely pleased I
came across it and I'll be bookmarking it and checking back frequently!



My web page ... Chelsey: www.mmwg.com/.../Default.aspx
0 #21 Maxine 21.10.2017 22:14
My partner and I absolutely love your blog and find many
of your post's to be exactly what I'm looking for.
Do you offer guest writers to write content in your case?

I wouldn't mind publishing a post or elaborating on a number of the subjects you write concerning here.
Again, awesome website!

Feel free to surf to my homepage; Lilliana: s345863649.website-start.de/.. ./
0 #20 Genesis 21.10.2017 21:04
It's the best time to make a few plans for the long run and it is time to be happy.
I've read this put up and if I may I desire to suggest you some fascinating things
or suggestions. Maybe you could write next articles regarding this article.
I wish to read more things about it!

Review my site; Jewel: divulgafloripa.com.br/.../5317
0 #19 Elisa 21.10.2017 20:45
We're a group of volunteers and opening a
brand new scheme in our community. Your web site provided us with valuable information to work on. You've done an impressive process and our whole neighborhood will likely be thankful to
you.

Take a look at my site Concetta: mipedu.nhc.ac.uk/.../...
0 #18 Salvador 21.10.2017 16:41
Hmm is anyone else having problems with the pictures on this blog loading?

I'm trying to figure out if its a problem on my end or if it's the blog.
Any responses would be greatly appreciated.

Also visit my weblog www.sdcnt.cn: www.sdcnt.cn/.../
0 #17 Valorie 21.10.2017 16:34
Wow, this paragraph is pleasant, my younger sister is analyzing
these things, so I am going to inform her.


Here is my webpage Hwa: yanshi.emaima.com/.../...

Добавить комментарий