log in

Пехотный танк "Валентайн"

Танк

Танк «Валентайн» представлял собой развитие проекта пехотного танка Mk II A12 «Матильда», хоть по замыслу должен был конкурировать с ним. Позднее он сделался наиболее многочисленным английским танком. В течении войны Англия и Канада произвела свыше 8000 танков «Валентайн» . Помимо Британского содружества данные танки имелись на вооружении танковых частей СССР, Польши и Новой Зеландии. 

История создания танка «Валентайн»

Уже в начале 1938 г. фирма Vickers из Ньюкасл-апон-Тайна получила предложение продолжить работы по созданию нового пехотного танка А12 Мк II или разработать собственный пехотный танк. Фирма «Валентайн» выбрала второй вариант, поскольку в 30-е гг. уже получила опыт создания так называемых быстрых крейсерских танков A9 и A10). Удачную адаптацию танка A10 к роли пехотного танка провел Лесли Литтл, который после смерти сэра Джона Кардена занял пост главного конструктора Vickers. Первым шагом конструктор убедился в том, что подвеска танка А10 выдержит большую массу. С этой целью в 1938 г. провели ходовые испытания танка A10 с дополнительным трехтонным грузом, который увеличил массу танка до 16000 кг.

Танк "Валентайн" первых серийТанки A9 и A10 имели подвеску типа конструкции С. Хортсмана и капитана Рокки. Каждая колесная тележка объединяла три опорных катка. Одиночный каток диаметром 610 мм кренилось на маятнике, на котором также подвешивался каток диаметром 495 мм. На отдельном маятнике крепился еще один малый каток (495 мм). Вся тележка оснащалась гидравлическим амортизатором и спиральной пружиной. Тележка крепилась к корпусу. С каждого борта находилось по две тележки, то есть всего шесть опорных катков. Первый и последний каток с каждого борта имел увеличенный диаметр.

На проектируемом танке предполагалось использовать двухместную башню, хотя танковое бюро настаивало на трех местной башне, чтобы командир танка мог полностью сконцентрироваться на управлении, не отвлекаясь на обслуживание пушки. Но 2-фунтовая (40 мм) пушка Vickers оставляла место только для двух танкистов. Как оказалось, шасси A9 вполне подходило и для более тяжелого танка, то есть развернуть выпуск тяжелого пехотного танка на базе того же шасси можно было в самые сжатые сроки, не тратя время и деньги на испытания опытных экземпляров.

Некоторые проблемы вызвали гусеницы, но в целом машина сразу оказалась вполне удачной. Новый танк оснащался небольшой башней с пушкой 2 pdr. Mk IX и 7,62-мм пулеметом Beza. Толщина брони достигала 65 мм. Толщина брони уже в 1940 г. считалась недостаточной для пехотного танка (например, броня танка «Матильда» достигала 78 мм). Максимальная скорость танка не превышала 24 км/ч и характеризовалась как «весьма умеренная». Таким образом, это не был классический пехотный танк (недостаточно толстая броня и слабое вооружение), но и не классический крейсерский танк.

Английский танк "Валентайн"Новый танк проектировался как уменьшенный вариант тяжелого быстрого танка А10. Корпус был ниже на 127 мм, а ширина корпуса в районе погона башни меньше на 280 мм. В результате пришлось использовать временные технические решения. Одним из таких вынужденных шагов стало использование маленькой двухместной башни с диаметром погона 1270 мм (50 дюймов). Другим вынужденным шагом стал перенос радиаторов над двигатель вместо обычного размещения их вдоль бортов, как на A10. Чертежи новой машины доставили в военное министерство 10 февраля 1938 г. Танк получил название «Валентайн».

Почему так назвали данный танк не известно, существуют только более или менее убедительные версии. По одной версии танк был назван так в честь пресловутого св. Валентина, праздник которого отмечается 14 февраля. По другой версии, танк назвали в честь Джона Валентайна Кардена, 6-го баронета Темплмора, Типперери (06.02.1892-10.12.1935). По третьей версии название «Валентайн» представляет собой аббревиатуру Vickers-Armstrong-Ltd-Elswik-Newcaste-upon-Tune.

Корпус танкаВажным фактором, обусловившим успех танку, стали гарантии фирмы Vickers в том, что имеется возможность в течение года развернуть серийный выпуск машины, которая будет на 30% менее трудозатратной по сравнению с Mk II A12 «Матильда». В июле 1939 г. поступил заказ на 275 танков. В мае 1940 г. появился прототип, а в июле 1940 г - первый серийный танк. Прототип во время испытаний развил максимальную скорость 22,5 км/ч и показал неплохие ходовые качества. Прототип не имел полного вооружения, поэтому его просто нагрузили грузом массой 1 т.

Серийное производство «Валентайн» происходило на заводе Vickers (1715 штук), заводе Metropolitan Cammel Carriage and Wagom (2615 штук) и Birmingham Railqay Carrige(2125 штук). Позже производство наладили в Канаде.

Техническое описание

 

Танк «Валентайн» состоял из следующих основных элементов: корпуса, башни, вооружения, двигателя и трансмиссии, приборов управления, ходовой части с подвеской, дополнительного оборудования.

Корпус танка

Корпус пехотного танка Mk III «Валентайн» состоял из каркаса, собранного из стальных профилей (уголков и тавров), к которому с помощью клепки и сварки крепились бронеплиты. Бронеплиты вырезались по соответствующим шаблонам, затем подгонялись по месту и соединялись с помощью винтов. Допуски не превышали 0.01 дюйма.

Бронирование танка схема Броня пехотного танка Mk III «Валентайн» изготавливалась из прокатанных гетерогенных (цементированных) бронеплит. Толщина брони от 15 до 60-65 мм. Толщина брони в разных частях танка была разной. Самой толстой была лобовая броня корпуса и башни, тоньше бортовая броня, а самая тонкая броня находилась на крыше и днище.

Детали корпуса соединялись между собой сваркой, клепкой и болтами. У танков канадского производства лобовая деталь бронекорпуса изготавливалась цельнолитой. Корпус танка Mk III «Валентайн» разделялся на три отделения: пост управления, боевое отделение и МТО. В передней части Бронекорпуса корпуса по центру находилось место водителя, который управлял танком с помощью педалей и рычагов.

Техническое решение основывалось на принципах, впервые примененных на танках Кристи. Справа находился рычаг переключения главной передачи. В центре два рычага управления бортовыми передачами. Контрольные приборы собраны на двух приборных панелях, оснащенных подсвеченными указателями. Слева находилась главная панель, справа вспомогательная панель.

Внутренний вид танка Валентайн с рабочего места водителяСиденье водителя регулировалось по высоте. Водитель,  для обзора располагал центральным смотровым прибором со вставкой из бронестекла и опускавшейся бронешторой, а также двумя перископами Vikers Mk I или более совершенными вращающимися перископами Mk IV. В кабине водителя также стояли 2 аккумулятора и прибор внутренней связи.

Слева и справа от места водителя имелись 2 прямоугольных люка, открывавшихся наружу набок. Изнутри имелись замки. Открытие люка облегчалось пружинным механизмом, в открытом положении блокировались. Под сиденьем водителя обустроен эвакуационный люк.

В центре бронекорпуса располагалось боевое отделение, где стояло вооружение, хранился боекомплект и дополнительное оснащение. Боевое и двигательное отделения разделяла противопожарная переборка.

Внутренний вид танка Валентайн с места командираВ задней части боевого отделения посередине башни занимал место командир танка, который одновременно был заряжающим. Перед ним слева находилось место наводчика (танки Mk I- VII). На танках Mk III и V справа находилось место дополнительного члена экипажа — заряжающего. На танках Mk VIII- XI экипаж в башне вновь состоял только из двух человек.

В двигательном отсеке находился двигатель, коробка передач, топливный бак (слева от мотора), маслобак, топливный и масляный фильтры (справа от двигателя), два радиатора, топливный насос, главный фрикцион и 2 бортовых фрикциона, тормоза.  Установка трансмиссии и деталей рулевого управления в корме корпуса позволило отказаться от длинного карданного вала, идущего через БО. В свою очередь, это позволило значительно увеличить его объем.

Башня

Командир заряжает орудие танка ВалентайнБашня танка Mk III «Валентайн» состояла деталей, изготовленных литьем. В передней части устанавливалась маска пушки, кренившаяся винтами или сваркой. Место командира танка, оснащалось перископом Vikers No 1/С или вращающимся перископом Мk IV конструкции капитана Рудольфа Гундлаха. Внутри имелись кожаные амортизаторы, смягчавшие удары головы о борта башни. По верх башни стоял станок Lakeman для пулемета Bren, позволявший вести огонь самолетам. В походном положении Bren снимался со станка и хранился внутри БО.

В центре крыши устроен прямоугольный двустворчатый люк. На танках Mk III и V установлен люк округлой формы, также двухстворчатый. На танках Mk VIII- XI на крыше башни устанавливали два квадратных люка, предназначенные для командира и наводчика.

Пушка оснащалась однообъективным телескопическим прицелом. В правой части башни на танках Mk I-VII находился миномет т калибра 50,8 мм. предназначенный для пуска дымовых гранат. На ганках остальных модификаций (Mk VIII-IX) по обоим бортам крепились по два гранатомета дымовых гранат калибра 101,6 мм. В задней части башни находился контейнер на шесть барабанных магазинов для пулемета Bren (600 патронов калибра 7,7 мм).

Внутренний вид  танка с места наводчикаВ башне у левого борта находился перископ наводчика. На крыше посередине стоял командирский перископ. Башня имела «корзину» или полик, двигалась вращалась башня от ручного или электрического привода. Вручную поворот осуществлялся с помощью двух маховиков с редукторами. Поворот маховика обеспечивал соответствующий поворот башни. Электрический привод представлял собой электродвигатель, питавшийся от генератора.

Башня танка вращалась на погоне диаметром 50 дюймов (1270 мм), посаженном на шарикоподшипник. По бокам башни находились небольшие прямоугольные (позднее круглые) отверстия с крышками. Через эти отверстия грузили боекомплект, выбрасывали стреляные гильзы, а также вели огонь из личного оружия. В задней части башни, но середине находился воздухозаборник системы вентиляции боевого отделения, защищенный бронированным наплывом.

Башня вращалась с помощью манипулятора, расположенного в левой части башни, рядом с местом наводчика. Наведение пушки по вертикали осуществлялось посредством плечевого упора, установленного справа от замка. Стреляные орудийные и пулеметные гильзы собирали в мешки, размещенные внизу, или выбрасывались наружу сквозь отверстия в борах башни. Прицел находился слева от пушки и пулемета. Командир и заряжающий сидели на сиденьях, закрепленных на погоне башни, вращаясь вместе со всей башней.

Двигательная установка, органы управления

Вид на моторное отделение танка ВалентайнТанки Mk III «Валентайн» Mk I оснащались двигателями АЕС А189 (135 л.с). Танки Mk II и III оснащались дизелями АЕС А190 (131 л.с.) объемом 9650 куб.см. Начиная с модификации Mk IV использовались также шестицилиндровые дизели воздушного охлаждения GMC 671 6004 (американского производства) мощностью 130 л.с.  Для улучшения пуска двигатель оснащался устройством для подогрева подаваемого к наддуву воздуха. Командир располагал педалью аварийного глушения двигательной установки. Нажатие на педаль прекращало подачу воздуха. У водителя на приборной панели для того же имелась кнопка на приборной панели.

Система принудительной смазки работала под давлением. Система состояла из сетчатого фильтра предварительной очистки. собственного фильтра, радиатора масла и масляного насоса. Емкость маслобака 36 л. Маслобак находился справа от двигателя. Масляные фильтры находились рядом с двигателем. Смена масла предписывалась каждые 500 миль пробега, смена фильтров — каждые 1500 миль.

Два трубчатых радиатора проходили под углом 15 градусов в задней части корпуса над коробкой передач. Радиаторы крепились на петлях, что позволяло отвести их в сторону, открывая доступ к расположенным под ним агрегатам без необходимости демонтажа радиаторов. Система охлаждения, замкнутого тина с принудительной циркуляцией. Емкость системы охлаждения 41 или 47 л. Радиаторы оснащались двумя шести лопастными вентиля юрами диаметром 508 мм, расположенные за двигателем под радиаторами. Вентиляторы отбирали мощность у двигателя. Воздухозаборники находились над двигателем. Радиатор с вентиляторами мог быть поднят через двойные двери, открывающие доступ в двигательный отсек. 

korpus-tanka-valentajn-shema-sТопливо находилось в баке объемом 145 л. (на машинах с двигателями GMC емкость бака составляла 165 л). Еще 25 л топлива находилось в баке постоянного давления. Производительность бензонасоса составляла 130л/ч. В состав топливной системы входил фильтр предварительной и полной очистки. Расход топлива при езде по дороге составлял 75 л на 100 км, а во время езды по пересеченной местности 210 л на 100 км (данные для Mk I/Mk II).

Топливный насос типа Solex или GMC. Насос электрический, аварийный насос механический. Танки могли также оснащаться наружным съёмным баком объемом 135 л.  Коробка передач четырехходовая механическая. Четыре передачи вперед и одна назад. В танках с двигателем GMC использовался однодисковый механический сухой фрикцион М 6004 и трехходовая механическая коробка передач имела пять передач вперед и одну назад. Крутящий момент 216 кг/м.

Двигатель танкаВсе танки «Валентайн» оснащались барабанными тормозами, установленными снаружи ведущих колес. Тормоза образовывали характерные выпуклости. Эго значительно упрощало ремонт тормозной системы. Рулевое управление обеспечивали бортовые фрикционы многодискового типа с планетарным редуктором, имеющим передаточное число 10.214:1. Колесо с внутренними зубцами соединялось с ведущим колесом непосредственно, без использования вала. Такой тип бортовой передачи позволял обеспечить большое передаточное число при малом размере редуктора.

Выхлопная труба выводилась на левый борт и укладывалась на крыло. Выхлопное отверстие направлено вперед. Глушитель закрывал сетчатый (Mk I) или листовой кожух. Доступ к двигателю открывали съемные элементы над моторной броней литы и двухстворчатые большие двери в кормовой части корпуса. Двери открывались под углом 90 градусов и блокировались в открытом положении.

Шасси

Шасси пехотного танка Mk III «Валентайн» из шести катков. В передней части бронекорпуса стоял ленивец с механизмом натяжения гусеницы. Использовалось несколько типов катков, различавшихся конфигурацией облегчающих окон.

На машинах Mk VIII-XI в качестве ленивцев использовались большие опорные катки. Литое ведущее колесо с пальцевыми зубцами находилось сзади. У колеса было 20 зубьев, расположенных в один ряд. Внутри ведущего колеса находился барабанный тормоз. Верхний отрезок гусеницы поддерживался тремя сдвоенными поддерживающими катками. Гусеничная лента с раздельным звеном, двухгребневая.

Применялись два типа гусениц: сначала штампованные двухшкворневые, шагом 159 мм, в ленте 73 звена. Позднее появились литые марганцевой стали, одношкворневые, шагом 110 мм, 102(103) звена в ленте. Гусеницы могли оснащаться антипробуксовочными зубьями, этой возможностью активно пользовались на восточном фронте.

Вооружение

Основным вооружение танка Mk III «Валентайн» составляла полуавтоматическая пушка с клиновым зфтвором QQF Mk IX или Mk X калибра 40 мм. Длина ствола 2000 мм (50 калибров). Общая длина орудия 2281 мм. Общая масса пушки 130,2 кг, максимальный откат 265 мм. Скорострельность 15 выстрелов в минуту.

Танк Валентайн III в разрезеПушка QQF Mk IX или Mk X калибра 40 мм первоначально могла вести огонь только бронебойными снарядами. В сентябре 19421. для пушки появился подкалиберный снаряд с баллистическим наконечником.

Спуск пушки электрический. Со временем для пушки разработали и фугасный снаряд. Боекомплект составлял 60 выстрелов (Mk I, II, IV, VI и VII) или 62 выстрела (Mk III и V) калибра 40 мм, 53 выстрела калибра 57 мм (Mk VIII и Mk IX) или 46 выстрелов калибра 75 мм (Mk XI).

Танки «Валентайн» Mk IIICS и Mk VCS вооружались гаубицей QQF, «Валентайн» Mk I или Mk IA калибра 76,2 мм. Длина ствола 1905 мм (25 калибров). Общая длина орудия 2086 мм, общая масса 116 кг. Дымный и осколочный снаряд массой 5960 г, начальная скорость 182212 м/с. Эффективная дальность огня 9001400 м. Боекомплект 45 выстрелов.  Танки «Валентайн» Мк VIII и Мк IX вооружались 57мм пушками QQF Mk III с клиновидным замком. Длина ствола 49,6 калибров (2827 мм), масса пушки 326,88 кг. Вертикальный угол наводки от 8 до +17 градусов. Скорострельность 12 выстрелов в минуту.

Танки Mk X были вооружены 6-фунтовой пушкой QQF Mk V калибра 57 мм, длина ствола 50 калибров (2850 мм). Танки Mk XI вооружались пушкой QQF Mk V калибра 75 мм. Длина ствола 36,5 мм (2738 мм). Масса пушки 314 кг. Вертикальные углы наводки от 12,5 до +20 градусов. Скорострельность 20 выстрелов в минуту.

Дополнительное вооружение 7,92 мм пулемет Besa Mk II. Это был выпускавшийся по лицензии чешский Brno ZB vz 37. Пулемет имел лет очное питание (225 патронов), скорострельность 450-850 выстрелов в минуту. Масса пулемета 18,97 кг, общая длина 1105 м (танковая версия 1023 мм). Воздушное охлаждение. Четыре правосторонние нарезки в канале ствола. Вертикальные углы наводки от 10 до +25 градусов. Спуск электрический. Скорострельность 500-700 выстрелов в минуту. Начальная скорость пули типа S 793 м/с. Боекомплект 3150 патронок находился в контейнерах в башне и корпусе. Всего 14 225 зарядных лент.

Канадские танки оснащались 7,62 мм пулеметом Browning М1919 А4. Боекомплект к этому пулемету составлял 3500 патронов. К зенитному пулемету Bren боекомплект состоял из 600 патронов (20 магазинов) калибра 7,7 мм. Дополняли боекомплект 18 дымовых и осколочных гранат калибра 50,8 мм.  

Танк Валентайн IX в разерезеАнализ фотографий танков «Валентайн», использовавшихся в КА, показал, что довольно часто пулеметы Besa меняли на стандартные советские танковые пулеметы ДТ.
Танки оснащались 2 дюймовыми минометами Bombthrower Mk IA предназначенными для пуска дымовых и осколочных гранат.

Миномет стоял на башне правее пулемета. Масса миномета 7,6 кг. Максимальная дальнобойность 137 м для дымовых гранат и 415 м для осколочных. Вертикальные углы наводки от +5 до +37 градусов. По советским данным миномет позволял применять мины ротного миномета.
На танках модификаций Mk VIII- XI устанавливались мортирки Mk II , для отстрела дымовых гранат. Дополнительным вооружением экипажа служил ПП «Томпсон» калибра 11,43 мм, хранившийся над пушкой.

В ноябре 1941 г. на заводе № 92 танк «Валентайн» перевооружили советской 45мм пушкой 20К образца 1934 г. и пулеметом ДТ. Получившийся в итоге танк обозначили как ЗиС-95. Эту модернизацию провели из-за того, что для британской 2-фунтовой пушки не имелось фугасных боеприпасов, тогда как на восточном фронте такие боеприпасы были совершенно необходимы. В декабре 1941 г. танк отправили в Москву на полигон в Кубинке. Дальнейших работ в этом направлении не проводилось.

Оптическое оборудование (прицелы)

Наводчик располагал монокулярным телескопическим прицелом № 28 B Mk I обеспечивающий 1,9-кратное увеличение. Поле зрения 21 градус. Прицел был отградуирован на дистанции от 0 до 4000 м. Для стрельбы из 6-фунтовой пушки калибра 57 мм использовался прицел № 39В Mk I или № 33 Mk II, а с 75 мм пушкой шел № 50x3L Mk I.

В башне стоял перископ Vikers №.1 (танки Mk I и Mk II) или перископ Type C. Место командира танка также могло оборудоваться вращающимся перископом Mk IV. Перископом также оборудовалось место наводчика. Дополнительно наводчик мог следить за окружающей обстановкой через орудийный прицел. В танках с трехместными башнями перископом оборудовалось и место заряжающего.

Радиооборудование

Радиостанция танка Танки оснащались радиостанцией № 11 или (позднее) № 19 Mk II. Дальность передачи 15 км (ключ) и до 1.5 км (телефон). Радиостанциям № 11 оснащалась одиночной антенной, тогда как у радиостанции № 19 антенна была сдвоенной. Кроме того, танки оборудовались системой внутренней связи Tannoy (танки с радиостанцией №11), или системой внутренней связи, соединенной с радиостанцией № 19. Кроме того внутри танка имелась система сигнальных огней (у места водителя) и система звуковой связи. Кнопка звуковой связи выводилась наружу на кормовую броню и позволяла пехоте поддерживать связь с командиром танка.

Радиостанция монтировалась на специальной изолированной стойке в кормовой части башни. Радиостанция № 11 работала от напряжения 12 В. а радиостанция № 19 от 12 или 24 В.
Каждый танк комплектовался ракетницей и набором флажков. Ракетница и ракеты хранились в башне под сиденьем заряжающего или на стенке башни.

Дополнительное оборудование

Дополнительное оборудованиеДополнительное оборудование танка состояло из комплекта шанцевого инструмента, закрепленных на крыльях и бортах танка. Танк также комплектовался 2 огнетушителями, находившимися внутри БО у места водителя и снаружи на крыльях, а также автоматической системой пожаротушения внутри двигательного отдела. Система пожаротушения в МО включалась автоматически посредством термодатчиков.

Внутри корпуса хранился 7,7 мм пулемет Bren, который можно было установить снаружи танка на станок на крыше башни. Станок позволял вести огонь по воздушным целям. Пулемет снаряжался 100 зарядными барабанными магазинами, хранившимися в задней части башни (боекомплект 600 патронов).
В состав дополнительного оснащения, перевозимого на крыльях, входили ведра, брезентовые чехлы и тенты, ломы, запасные части, рюкзаки, а также запасные пайки для пленных, взятых в пустыне. 

 

Тактико-технические характеристики танков "Валентайн".      
Модификация I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Боевая масса, т 15,7 16,5 16,7 16,5 16,7 16,5 16,5 17,2 17,2 17,2 18
Экипаж, чел. 3 3 4 3 4 3 3 3 3 3 3
Габаритные размеры, мм:          
длина с пушкой вперед 5410 5410 5560 5410 5560 5410 5410 6325 6325 6325  
ширина 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630
высота 2270 2270 2580 2270 2580 2270 2270 2270 2270 2270 2270
клиренс 410 410 410 410 410 410 410 410 410 410 410
Толщина брони, мм:          
лоб корпуса 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60
борт 60 60 50 60 50 60 60 43 43 43 43
корма 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60
крыша 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
днище 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
лоб башни 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65
борт и корма 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65
Макс, скорость движения, км/ч.           
по шоссе 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24
по местности запас хода, км: 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18
по шоссе 112 176 176 176 176 176 176 176 225 225 225
Удельная мощность, л.с./т 7,9 7,7 7,7 8,1 7,7 8,1 8,1 7,56 7,56 7,56 9,6

 

 

 

 

Комментарии  

0 #18 Antje 23.10.2017 09:55
It's remarkable to go to see this site and reading the views of all mates about this article,
while I am also zealous of getting knowledge.


My web page; 121.127.250.73: 121.127.250.73/.../
0 #17 Hwa 23.10.2017 06:44
Hi, after reading this amazing post i am too happy to share my experience here with friends.


my site: Mauricio: www.vrvron.com/.../
0 #16 Milton 23.10.2017 05:50
This is very interesting, You're a very skilled blogger.
I've joined your rss feed and look forward to seeking more of your excellent post.
Also, I've shared your website in my social networks!

Also visit my homepage: Www.Shlf.fr: Www.Shlf.fr/.../
0 #15 Ingrid 23.10.2017 00:56
Heya just wanted to give you a brief heads up and let you know a few of the pictures aren't loading correctly.
I'm not sure why but I think its a linking issue.
I've tried it in two different internet browsers and both show the same results.


Also visit my weblog - Jannie: it.geol.science.cmu.ac.th/.../
0 #14 Inez 23.10.2017 00:16
Outstanding post however , I was wanting to know if you could write a litte more on this topic?

I'd be very thankful if you could elaborate a little bit further.
Bless you!

Look at my weblog - Rafael: Fameweekly.ca/.../
0 #13 Layla 22.10.2017 23:49
I couldn't refrain from commenting. Perfectly written!

Feel free to surf to my web page ... Eddy: ggatemizlik.com/.../...
0 #12 Kathi 22.10.2017 22:30
I am sure this paragraph has touched all the internet
viewers, its really really good post on building up
new blog.

Here is my site - domino99: Bdsss.Qld.Edu.au/.../...
0 #11 Brett 22.10.2017 19:19
Hi to every one, as I am actually eager of reading this blog's post to be updated regularly.
It carries nice material.

my weblog ... Margherita: thetaxforum.co.uk/.../
0 #10 Wilson 22.10.2017 17:24
May I simply say what a comfort to find an individual who actually understands what they are talking about on the net.
You certainly understand how to bring an issue to light and
make it important. A lot more people must check this
out and understand this side of the story. It's surprising you are not more popular because you definitely possess the gift.


my website: youhuitz.com: youhuitz.com/.../...
0 #9 Harriett 22.10.2017 10:36
Heya are using Wordpress for your site platform? I'm new to the
blog world but I'm trying to get started and
create my own. Do you require any coding expertise to
make your own blog? Any help would be greatly
appreciated!

Feel free to visit my page :: forum.goldenantler.ca: forum.goldenantler.ca/.../

Добавить комментарий