log in

Танк Pz Kpfw I

Танк второй мировой войны Рz -1

Легкий танк Panzerkampwagen I в период кампании в Польше сентября 1939 г. являлся самым массовым танком панцерваффе. Танки данного типа составляли ядро панцерваффе также в период похода вермахта на Запад весной-летом сорокового года. В меньшем числе танки Pz.Kpfw I использовались весной 1941 г. на Балканах, Африке и на Восточном фронте. По мере комплектации танковых частей более совершенными образцами, Pz.Kpfw I передавали в части второй линии и в учебные подразделения.

Предыстория танка

Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.

Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.

На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.

Этап создания

Kljajntraktor ФотоВ 1931 г. рейхсвером представлена масштабная программа развития бронетанковых частей, которая стала определяющим при разработке технического задания к массовому танку для их вооружения. Она предусматривала проектирование и строительство танка весом в пять тонн, главным предназначением коего было подготовка экипажей и проработка тактики использования создаваемых танковых частей.  Однако в учебных целях стали использовать деревянные макеты танков на шасси автомобилей Ганомаг-24Р8, Опель-24 и Адлер «Стандарт -6».

Изготовление танков поручено фирмам Даймлер-Бенц, Рейнметалл, MAN и Крупп. Машина LKA-1 «Kleintractor» проектировалась под руководством инженеров Хогелоха и Вудьферта. В целях конспирации танк получил наименование LaS - сельскохозяйственный трактор. Первый прототип трактора был построен в июле 1932 г. Шасси разработано по образцу английской танкетки Карден-Ллойд Mk VI, две таких танкетки СССР закупил в 1929 г. в Великобритании и передал Германии.

Летом 1933 г. первые пять шасси трактора Las доработанные в вариант LKA, проходили испытания на полигоне Куммерсдорф. Доработка заключалась в установке стальных конструкций, связывающих ленивец и три опорных катка, а также в монтаже двух небольших роликов для поддержки верхней ветви гусеницы. Башню и корпус разработали специалисты фирмы Даймлер-Бенц. Каждая из пяти фирм, Крупп, MAN, Даймлер-Бенц, Хеншель и Рейнметалл-Борзиг собрали по 3 машины. 

Танки Кляйнгтрактор

Первые шасси, поименованные I LaS Krupp, были выпущены под конец 1933 г. заводом Крупп-Грузон, другую партию изготовила фирма Хеншель к февралю 1934 г. Первые 15 полноценных танков были собраны в апреле 1934 г.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 ausf. A

Танк Pz I  ausf a первых серийВ июле тридцать четвертого года шасси I A LaS Krupp прибыли в 3 учебные части Kraftlehrkommando «Zossen», в сентябре подразделения получили первые танки. Месяцем позднее название Kraftlehrkommando «Zossen» изменено на 1-й танковый полк. Аналогичное подразделение переименовано в 1- танковый полк. Аналогичное подразделение, в Орлруфе, стало ядром 2-го танкового полка.

Годом позднее, в 1935 г., после открытою отказа Гитлера от соблюдения ограничений Версальского договора, информация о наличии в германской армии 2х полков танков была официально подтверждена. Уже летом машины обоих полков участвовали в крупных учениях под Мюнхеном.

Немецкий танк Второй мировой Pz 1 Ausf AТогда же аббревиатура I A LaS Krupp было изменено на Panzerkampwagen I (MG) Sd. Kfz. 101 Ausf A (танк тина I с пулеметами, модель А) и обновлена система обозначения бронетехники. Танки классифицировались, по массе и вооружению - Panzerkampwagen I, II... Модификации танков одного типа обозначались буквами - Ausf. А, В... Для упрощения организационного процесса была введена система нумерации, позволявшая определять тип и функциональное предназначение боевых машин.

Любой, знакомый с обозначениями немецкой бронетехники и танков эпохи Второй мировой войны, в состоянии оценить и подивиться простоте, краткости и оригинальности германского подхода к наименованию бронетехники.

Танки Pz.Kpfw I., машины на его основе обозначались в системе нумерации от Sd.Kfz 101 до Sd.Kfz 120 командирские танки Sd.Kfz 165. chertezh-tanka-pz-1-ausf-a

В сентябре 1936 г. 41 танк Pz.Kpfw I Ausf А направлен в Испанию в вместе с легионом «Кондор». Через год, в 1937 г. один танк продали Венгрии, в 1937 г. - 12 танков в Китай (информация о продаже танков Китаю точно не подтверждается). Всего изготовлено 444 ганка Pz.Kpfw I Ausf. А, в том числе 339 машин построила фирма Хеншель и 128 фирма МАХ. Один танк Pz.Kpfw I Ausf. А в экспериментальных целях оснастили дизельным двигателем Крупп М-601 мощностью 66 л.с., машина получила обозначение IА LaS IА.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Танк Pz I Ausf BЭксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 - всего 57 л.с. Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси - добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г.  Чертеж танка Pz -I ausf b

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.
Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом.  Командирский танк Kleiner Panzerbefehlswagen

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

Командирский танк в ПольшеВ сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 - 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 - 15200. Командирские танки строились двумя партиями - 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

Командирский танк возле ангараНа командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 - 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка - три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Танки Kleiner Panzerbefehlswagen с перископическим прицелом

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Другие варианты

 

Танк - VK.601, Panzerkampfwagen I Ausf. C

Вскоре, 15 сентября 1939 г. Генеральный штаб заказал новый тип разведывательного танка, адаптированного под транспортировку воздушным способом на транспортных планерах типа Мессершмитт Ме-321 «Гигант». Этот танк не являлся дальнейшим развитием танка Pz.Kpfw. I Ausf. В, а был новой разработкой. Шасси машины разрабатывала команда специалистов, ведомая дипломированным инженером В. Книпкампом. Серийный выпуск шасси заказали фирме Краус Маффей из Мюнхена. Корпуса с башнями были разработаны и строились компанией Даймлер-Бенц. На танке стоял бензиновый Майбах HL-45P(150 л.с.)

Ширина корпуса танка Ausf. C по сравнению с Pz.Kpfw. I Ausf. Была увеличена на 30 мм. Машина вооружена 20-мм автоматической пушкой EW и пулеметом MG-34. В 1943 г. выпущена пробная партия из 30 машин Pz.Kpfw. Ausf. C. Некоторые их них употреблялись на Восточном фронте в рядах 1-й панцердивизии, остальные применялись в качестве учебных. На прототипе VK.602 в экспериментальных целях установили дизель Майбах HL-61 мощностью 180 л.с.

Танк VK. 1801, Panzerkampfwagen I Ausf. F.

Итоги компании в Польше потребовали создания эффективно защищенного танка сопровождения пехоты предназначенного для атак фортификационных сооружений линии Мажино. 12 декабря 1939 г. управление вооружений вермахта заказало промышленности разработку н изготовление партии из 30 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F с толщиной брони 80 мм и вооружением из 2-ух пулеметов MG-34. Шасси танков строила фирма Краусе Маффей, корпуса с башнями - фирма Даймлер-Бенц. Танк был оснащен мотором Майбах HL - 45P. Гусеницы набирались из траков шириной 540 мм.

На прототипе VK. 1801стояла трансмиссия ZF SSG-47, на прототипе VK 1802 - трансмиссия Майбах VG-15319. Первые серийные машины изготовлены в конце 1942 г. На следующий год 8 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F передали в действовавшую на Восточном фронте 1 -ю панцердивизию, семь танков в июне 1943 г. получила 12-я панцердивизия. Несколько танков Pz.Kpfw. I Ausf. F использовалось в Югославии против партизан Тито. Всего изготовлено тридцать танков Pz.Kpfw. I Ausf. F.

Описание конструкции.

Танк Pz.Kpfw I - разведывательная машина легкого класса, имевшая двух членов экипажа. По своей конструкции разделена на два отделения - боевое и моторное.

Корпус.

Бронекорпус танка Pz.Kpfw I - сварной из цементированных катанных стальных бронелистов, закрепленных несущей стальной конструкции. Толщина брони танков Pz.Kpfw I Ausf. A -14,5 - 15 мм. У Ausf. C и Ausf. H, а также KlPzBfWg 3 KI В, лобовая часть усилена дополнительной накладной броней . По левой стороне бронекорпуса устроен посадочный люк.

Корпус танка Pz-1

Переднюю часть корпуса занимал отсек управления, место водителя пребывало слева по борту сразу за трансмиссией. Управление танком осуществлялось рычагами. Правее сиденья расположили рычаг стояночного тормоза и рукоятку переключения передач.

Отсек управления, боевое управлениеМашина оснащена полным комплектом приборов контроля работы двигателя, часами и компасом. Приборы размешены на специальном щитке справа от места водителя. В лобовой части бронекорпуса и в его бортах имеются приборы наблюдения. Впереди бронекорпуса устроен большой люк прямоугольной формы обеспечивающий доступ к трансмиссии. Правее трансмиссии установлена радиостанция Fug-5. Сиденье водителя собрано из стальных труб, перетянутую тканью.

Средняя часть корпуса занята боевым отделением, с вооружением в виде 2-ух пулеметов MG-13 с боекомплектом. Здесь устроено место обитания командира, который по совместительству стрелок из пулемета.Башня и подбашенная коробка танка

В корме бронекорпуса устроено моторное отделение, отделенное от БО противопожарной перегородкой с круглым люком в ней. В бронекрыше моторного отделения сделаны вентиляционные отверстия, в корме (танки Ausf. A) - два отверстия выпуска воздуха из моторного отделения.

На танках Ausf. B воздухозаборники и отверстия для сброса воздуха обустроены по правому борту. На крыльях танков Pz.Kpfw I Ausf. A монтировались глушители выхлопной системы двигателя, на танках Pz.Kpfw I Ausf. B глушитель и дымопусковая аппаратура монтировались на корме бронекорпуса. Дымопусковая аппаратура активизировалась электроимпульсами, подаваемыми из боевого отделения.

Башни

Башня танкаБашня кругового движения поставлена на кольце диаметром 911 мм. Башня смещена вправо от оси корпуса. И еще в лобовой детали башни сделано два обсервационных отверстия. И установлены два прицела для двух пулеметов. Сверху башня закрыта крышей, в котором есть одностворчатый люк.

На танке Pz.Kpfw I Ausf. F установлено четыре телескопических наблюдательных приборов. В задней стенке танковой башни имеется два обсервационных отверстия. Разворот башни осуществляется мускульными усилиями командира-стрелка-пулеметчика. Устройства поворота башни и нацеливания пулеметов по вертикали установлены в левой части.
Высота башни 360 мм, высота башни от днища корпуса - 1212 мм, длина - 914 мм.

Силовая установка

Двигатель танкаНемецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)
Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.
На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива - 100 л - 100 км (Ausf. A) либо 125 л - 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме - ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы - 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530x80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B - пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190x85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Катки  танка

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670x140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец - сзади.
Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы - 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 - 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов - 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG - 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Вид на наблюдательные приборы водителяПулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения - 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Оптика пулеметаТанк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.
Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

 

Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw I
Характеристика Pz Kpfw I
Ausf A Ausf B
 Год выпуска 1934 1935
 Боевая масса, кг 5400 5800
 Экипаж, чел. 2
 Основные размеры
 - длина по корпусу, мм 4020 4420
 - ширина, мм 2060
 - высота 1720
 Защищенность:
 толщина броневых листов, мм
 (угол наклона к вертикали, град.)
 - лобовая часть корпуса 13 (27)
 - борта корпуса 13 (0)
 - лобовая часть башни 13 (10)
 - крыша и днище корпуса 6 и 6
 Вооружение
 - марка пушки -
 - боекомплект, выстрелов, шт. -
 - Число пулеметов и их калибр, мм 2 - 7.92
 - боекомплект, патронов, шт. 2250
 Подвижность
 - двигатель, тип Krupp Maybach
 - марка M305 NL38TR
 - мощность двигателя, л. с. 57 100
 - максимальная скорость по шоссе, км/ч 37 40
 - запас топлива, л 145
 - запас хода по шоссе, км 145 170
 - среднее давление на грунт, кГс/см2 0.4 0.42