Pz.Kpfw IV
- Published in Танки Второй мировой войны

Концепция, которая положила начало разработке будущих немецких танков, была сформулирована рабочей группой под руководством Г.Гудериана в 1930 году. В то время никто не мог себе представить, что эти танки, задуманные только как средство поддержки, пройдут в составе немецких танковых войск, путь с высоты успеха в глубины поражения.
Концепция и проектирование.
В 1930 году два основных типа танков, представлялись в качестве необходимого вооружения танковых войск:
- танк, вооруженный пушкой рассчитанной, прежде всего на борьбу с БТТ противника;
- танк поддержки, вооруженный крупнокалиберным орудием.
Последние из неразрешенный вопросов, по поводу разработки и строительства БТТ и организации немецких танковых войск, удалось разрешить в 1934г.
Согласно плану танковый полк немецкой армии из двух батальонов. В каждом из которых по 1 роте танков поддержки и 3 роты танков (Pz. III) с 37-мм орудием.
Вооружение танка поддержки должно было состоять из крупнокалиберного орудия и двух пулеметов, один из которых спарен с орудием, а другой помещен в носовую часть корпуса. Что позволило бы ему решать задачи недоступные 37-мм пушкам танков более легкого класса.
Начало проектным работам положено в январе сорок третьего года, когда обвялены ТТТ и отрыт конкурс на создание машины огневой поддержки. О своем участии объявили представители фирм - Рейнметалл, Крупп, MAN. В ходе последующих восемнадцати месяцев проектирование было завершено.
Проект Крупп более строго соответствовал техническим требованием для будущего Pz.Kpfw IV:
- общий вес 18 тонн;
- мощность двигателя 320 л/сил;
- максимальная скорость должна была быть 30 км/ч;
- геометрические размеры 5600 x 2900 х 2650 мм;
- толщина бронирования 5 до 14,5 мм;
- способность преодолевать подъем в 30 градусов;
- пересекать траншеи до 2,2 м;
- 140 выстрелов для основного оружия и 3000 патронов для пулеметов должны были быть размещены в танке.
Однако первоначальная версия все же не устаивала военных. Основные нарекания вызывала рессорная подвеска из катков среднего диметра, тогда как военным предпочтительней казалась торсионная.
По их мнению, последняя потенциально обеспечивала большую плавность хода, а также имела больший резерв вертикального хода катка.
В процессе совместного обсуждения конструкции Pz.Kpfw IV, представителями Крупп и Heeres Waffenamt было сочтено возможным всеже остановиться на рессорной подвеске, усовершенствованной конструкции, по восемь опорных катков применительно к борту.
Конечный вариант соединял в себе башню и корпус первоначального проекта Крупп и новую ходовую сконструированную с учетом требований военных.
Компоновка Pz.Kpfw IV - классическая для немецких танков схема с задним расположением моторного отделения. Рабочее место командира танка по оси танковой башни, над ним расположена наблюдательная башенка. Два остальных члена экипажа из находившихся в башне - наводчик и заражающий, располагались по обе стороны орудия. Механик и стрелок нвходились в передней части корпуса, отделении управления.
Ходовая и подвеска- 4 тележки по паре опорных катков, листовое подрессоривание, 4 поддерживающих малого размера, ленивец в передней части бронекорпуса и ведущего колеса сзади. Конструкторское решение весьма удачное, за все время производства никаких существенных изменений не претерпевшее.
Опытная машина выполнена в Эссене и прошла программу испытаний в течении 1935-1936 гг.
Модификации танка Pz.Kpfw IV.
-
Ausf. A.
Pz.Kpfw IV Ausf. A. изготовлен в 1936 г. Танки были оборудовали 250- сильным двигателем Майбах HL-108TR и трансмиссией 5 скоростей вперед и одной заднего хода.
Вооружение заключалось в 7,5 cm Kwk 37 ТП и пулемете MG в башне, еще одним МG перед стрелком, в бронекорпусе. Боекомплект насчитывал 122 выстрела к ТП и три тысячи патронов к пулеметам. В лобовом листе башни, эвакуационных люках в бортах имелись наблюдательные приборы. В боевых условиях они могли закрываться бронезаслонками.
Кроме этого в бортах башни имелись порты для стрельбы на самооборону танка. Над головой командира, в задней части крыши установлена командирская башенка. Поворот башни мог осуществляться как в ручную, так и посредством электромотора, управлял поворотом наводчик. Для питания электромотора имелся дополнительный электрогенератор, расположенный в левой части двигательного отделения.
Боевое отделение отделено от моторного противопожарной перегородкой. В ней имелся люк доступа к двигателю. Баки с топливом, числом три под боевым поликом вс самом низу боевого отделения.
Изготовлено 35 Pz.Kpfw IV Аusf. A.
-
Ausf.B.
Вторая модификация появилась в начале тридцать седьмого года. Основанием ее появления явилась необходимость внесения множества усовершенствований в конструкцию танка. Но все, же главное улучшение это установка 320 сильного мотора Майбах HL-120TR и новой трансмиссии.
Бронирование лба танка довели до 30 мм. Часть "четверок" Ausf.B получили улучшенную командирскую башенку, в которой наблюдательные щели прикрывали бронезаслонки. Курсовой пулемет стрелка-радиста ликвидирован, вместо него оборудован пистолетный порт. Аналогичные по назначению порты появились в боковых эвакуационных люках.
Если масса машины выросла до 17,7 тонн, то на скоростных качествах, благодаря более мощному мотору и КПП.
Изготовлено 45 Pz.Kpfw IV Аusf. В.
-
Аusf. C.
Год спустя, в тридцать восьмом году свет увидела следующая модификация - Аusf. С. С виду все три варианта - А, В и С, значительных отличий между собой не имели. Хотя отличить их можно. Одним из таких отличий являлся бронекожух спаренного пулемета появившийся в Аusf. С.
Также на машинах Аusf. С позднего изготовления под орудийным стволом устанавливалась специальная рамка, которая при повороте башни отводила антенну. Позднее аналогичные устройства устанавливали на Аusf. A и В. Масса танка равнялась 18,5 тонн, скоростные качества не претерпели изменения благодаря формированному двигателю HL-120TRМ, позднее ставшему обычным для всех Pz.Kpfw IV.
-
Аusf. D.
Толщина кормы и борта бронекорпуса танка увеличена до 20 мм, поздние в серии машины оснащались дополнительным накладным бронированием. Внутреннею орудийную маску заменили на внешнюю, как менее склонную к заклиниванию осколками и фрагментами пуль.
Пулемет в лобовом листе вновь вернули на место. Масса танка составила 20 т. К началу войны успели изготовить 45 Аusf. D. Часть танков этой модификации была перевооружена 7,5 cm Kwk 40 L/48, но использовались в основном в учебных целях.
-
Аusf. E.
Одним из уроков, полученных в ходе Польской компании - вывод о недостаточной бронезащите немецких танков. С целью устранения этого недостатка появилась на свет следующая модификация Pz. IV - Аusf. E.
С этой целью лобовую часть машины усилили накладной броней до суммарной толщины в 50 мм, борта корпуса усилили 20-мм экранами. Командирская башенка сдвинута назад, ее толщина возросла с 5 до 95 мм.
Масса танка составила 21 тонну. Ведущие колеса упрощенной формы, опорные катки нового типа. Прибор наблюдения мехвода нового типа с увеличенной площадью остекления, прибор пуска дымовых гранат.Серийное производство Pz.IV Аusf. E начато в тридцать девятом году и продолжалось вплоть до апреля сорок первого. Всего выпущено 224 машины.
-
Аusf. F1.
Модификация с улучшенным бронированием. От экранов отказались в пользу увеличения толщины листов корпуса и башни, которые составили 50-30 мм. Вес машины вырос до 22,3 т.
Для компенсации возросшего давления на грунт от траков шириной в 38 см отказались в пользу траков 40 см, для чего пришлось внести изменения в конструкцию ленивцев и ведущих колес. Люк командирской башенки двухстворчатый вместо люка с единственной створкой.
Шаровая установка - Kugelblende 50, на задней части башни стали устанавливать "ящик Роммеля" для вещей экипажа.
Всего свет увидело 462 танка Pz.IV Аusf. F1.
-
Аusf. F2.
Модификация "четверки" вооруженной 7,5 cm KwK 40. Танки Аusf. F, получившие это орудие стали называться Аusf. F2, а машины с KwK 37 соответственно - F1. Боекомплект машины существенно уменьшен с 122 до 87 выстрелов.
Еще одно видимое отличие- ликвидированы приборов наблюдения в эваколюках бортов башни и увеличенных размеров бронирование противооткатных устроцйств.
Машины модификации F2 стали поступать на фронт в начале сорок второго года. В эту модификацию переоборудовали 25 машин. Еще 180 построили, после чего, летом текущего года их производство прекращено.
-
Аusf. G.
Очередная попытка усиления боевых возможностей Pz.IV за счет установки дополнительного 30-мм экрана в лобовой части и навесных 5-мм экранов "shurzen" с бортов. Помимо защиты от гипотетических кумулятивных боеприпасов, 5-мм экраны весьма неплохо справлялись с защитой от пуль ПТР, что было актуальнее.
Однокамерный ДТ орудия заменили на двукамерный. Установку дымопуска в корме заменили на спаренные блоки дымовых гранат по бокам башни. Ликвидированы сигнальные лючки для пуска сигнальных ракет в люках мехвода и стрелка.
В период с 05.1942 г. по 06.1943 г., промышленность выпустила 1687 "четверок" этого типа.
-
Аusf. H.
Усиление вооружения с использованием 7,5 cm Kwk 40, привело к перегрузке "четверки" в носовой ее части. Машина прибрела склонность раскачиваться даже при движении на сравнительно ровных участках. В модели Рz.IV Аusf. H была предпринята попытка устранить недостаток.
Лобовая броня в очередной раз подверглась усилению, на этот раз до 80 мм. Стала устанавливаться зенитная турель под MG. Изменилась форма ведущих колес и ленивцев.
Рz.IV Аusf. H- первая машина в серии "четверок", которую стали покрывать "циммеритом". Данная модификация самая массовая в линейке этих танков, всего же их произведено 3774 штуки, до лета сорок четвертого.
-
Аusf. J.
Поледеней серийной модификацией "четверки" стала Рz.IV Аusf. J, выпуск которой был освоен 06.1944г. Конструктивно данная модификация представляла собой шаг назад в плане боевых возможностей, сделанный в угоду упрощения процесса производства.
От электрического привода повороты башни пришлось отказаться, высвободившееся из-под вспомогательного электрогенератора место занял, дополнительный бак с топливом.
Опорные катки окончательно потеряли обрезинку, поддерживающих роликов стало три, а не четыре. В целях снижения массы, бортовые экраны "shurzen", заменили на сетчатые "экраны Тома", но только в пределах корпуса. Башню прикрывали все те же экраны из 5-мм стали.
Было ликвидировано большинство наблюдательных щелей, дополнительно введено множество других упрощений.
Выпуск Аusf. J прекращен в марте 1945 г., после того как промышленность выпустила 1758 таких танков.
ТТХ ранних Pz.Kpfw.IV.
ТТХ поздних Pz.Kpfw.IV