log in

Танк Pz.Kpfw V «Пантера»

Танк Pz.Kpfw.V "Panther" Ausf. G.

Танк Pz.Kpfw.V "Panther" Ausf. G.

Танк «Пантера» Ausf.G – третья модификация немецкого танка Второй мировой войны Pz.Kpfw V.

Май 9, 2015

Танк Pz.Kpfw.V "Panther" Ausf. A.

Танк Pz.Kpfw.V "Panther" Ausf. A.

Танк «Пантера» Ausf. A – Вторая серийная модификация танка.

Май 6, 2015

Танк "Пантера" Ausf.D

Вопреки расхожему заблуждению танки "Пантера" первой серии имели и изначально буквенное обозначение Ausf.D (Dr...

Декабрь 4, 2014

Танк "Пантера" - советский взгляд.

Танк "Пантера" - советский взгляд.

Нескольско страниц из отчета с выводами по конструкции немецкого танка "Пантера", сделанными совестскими специ...

Март 31, 2015

Окраска танка Pz.Kpfw V "Пантера".

Окраска танка Pz.Kpfw V "Пантера".

Разработка танка Pz.Kpfw V "Пантера", всем параметрам соответствующим более тяжелым, нежели танкам среднего кл...

Март 3, 2015

История создания танка "Пантера"

История создания танка "Пантера"

Танк «Пантера» - один из двух самых известных танков немецкого Панцерваффе. Панировался как основной танк неме...

Декабрь 1, 2014

Не будет преувеличением сказать что Pz.Kpfw V «Пантера», как и Pz.Kpfw VI «Тигр» - наиболее известные танки, за весь период немецкого танкостроения. В течении трех лет производства заводские цеха покинуло около шести тысяч танков "Пантера". Помимо линейных машин немецкая промышленность разработала и освоила в производстве командирские танки, самоходные установки и БРЕМ на базе этом шасси.

Танк «Пантера» по немецкой классификации является машиной тяжелого класса. Во времена Третьего Рейха класс танка изначально определялся калибром орудия, а не массой, как в других странах. Но примерно с 1942 г., принята классификация, в которой определяющим параметром является вес машины. В советской, а равно американской классификации «Пантера» считается тяжелым танком, поэтому - сопоставление «Пантеры» с танками Т-34 и "Шерман" считается не совсем корректным, с этой точки зрения. Хотя по функциональному назначению "Пантера" - основной танк Панцерваффе и поэтому сравнение вполне допустимо.

Итак, танк «Пантера» явилась наибольшим, с общепринятой точки зрения, достижением немецкой инженерной мысли эпохи Второй мировой войны. Конструкция «Пантеры» наилучшим образом сочетала подвижность, защищенность и вооружение. С другой стороны, конструкция «Пантеры» нe отличалась технологичностью, отчего танк так и не смог обеспечить количественные потребности танковых войск.

По-факту, применение танков «Пантера» в боях на Курской дуге стало первым войсковым испытанием совершенно новой конструкции. Надежно работали только установленные на танках 7,5 cm Kwk 42 L/70 отлично работавшим по танками Т-34 со всех разумных дистанций, но недостаточно хорошо когда дело касалось укрытой пехоты или ПТА.

Достаточно хорошо показала себя бронезащита, лобовую броню которой пушечные снаряды танков Т- 34 пробивали только с очень коротких дистанций, но уже бортовая оказалась гораздо более уязвимой даже по отношению к 45-мм ПТА.

К глубокому огорчению немцев, бессчетные отказы силовой установки и неисправности ходовой части не позволили танковым подразделениям «Пантер» осуществить быстрый бросок к Москве и дальше к Волге и Уралу.
Аналогично «Тигру», «Пантеру» побаивались все танкисты антигитлеровской коалиции.

Парадоксально, но наилучшим образом танки «Пантера» показали себя в роли, для той что вовсе были предназначены. Танка прорыва и развития наступления из «Пантеры» не получилось, потому как конструкторы на этапе проектирования не могли решить проблемы надежности конструкции. Проще говоря - танк "Пантера" не был приспособлен к длительным маршам, например развитию наступления в глубину либо преследованию противника.

Первоначально в Курской битве задействовано 140 «Пантер», а по окончанию сражения осталось лишь 49. Притом большая часть машин утрачено из-за технических неисправностей, а не действий соперника.

Оборона не требовала столь длительных и частых маршей.  "Пантера"  стала отличным инструментом обороны. Союзникам не удалось создать танк, способный противостоять «Пантере» равных. Союзники брали количеством, стараясь реализовать численное и позиционное преимущество.

Если танк «Тигр» задумывался как некое стратегическое оружие, предназначенное для взлома обороны противника, то «Пантера» же виделась немецким военным как "рабочая лошадка" основной боевой танк Панцерваффе. Основным соперником «Пантеры» обозначили танк Т-34, каковой являлся наиболее многочисленным танком Красной Армии и конструкция которого оказала значительное влияние на конструкцию танка «Пантера».

Вооруженные пушками калибра 76.2 мм танки Т-34-76 поражали «Пантеры» только с коротких дистанций, либо в борт, но появление Т-34-85 в целом уравняло шансы - 85-мм пушка поражала «Пантеру» примерно с той же дистанции, что и пушка «Пантеры» танк Т-34.

Роль танка «Пантера» сложно переоценить и трудно недооценить. 75- мм пушка «Пантеры» с длинной ствола 70 калибров как средство борьбы с танками превосходило 88-мм орудие танка «Тигр». Броня лобовой части «Пантеры» надежно защищала танк и его экипаж, бортовая и кормовая броня была более тонкой, а значит и более уязвимой. Эргономика танка считается лучшей среди немецких танков Второй мировой войны.

Вместе с тем, танк «Пантера» обладала двумя существенными недостатками:

  • перегруженность ходовой части;
  • ненадежность силовой установки.

Все ранее перечисленные недостатки связаны с двумя обычными проблемами, стоящими перед конструкторами - масса и размеры. «Пантера» - танк достаточно большой, а раз большой, тогда и тяжелый.

Военные требовали хорошо защищенную машину, а толстая броня помноженная на большую площадь ведёт к солидному увеличению массы. Попыткой снизить массу танка стало использование достаточно тонкой бортовой брони башни. Габариты танка вышли большими, но моторное отделение сделали тесным.

Оно быстро нагревалось от работающего мотора, а более адекватную систему охлаждения конструкторы придумать не удалось. В связи с этим моторы «Пантеры» непрерывно находились в условиях экстремального температурного режима, что нередко приводило к пожарам.

Значительный вес машины, требовал прочную ходовую часть, что опять же опять приводило к увеличению массы. Немецким инженерам не удалось создать ходовую часть должной прочности, адекватной массе танка.
Теоретически, довести двигатель и ходовую часть было можно, но это требовало времени, которого у Германии в запасе не имелось.

Существовала программа создания «суперпантеры». С новой башней, трансмиссией, ходовой частью, орудием, приборами ночного видения, стабилизированным прицелом и стабилизатором пушки. Да, с таким танком Германия в 1946 г. неминуемо выигрывала войну. Беда лишь в том, что в 1946 г. Рейх уже не существовал, а старые «Пантеры» состояли на вооружении только французской армии, да единичные экземпляры доживали свой век на полигонах США, Великобритании и Советского Союза.