log in

История создания танка "Пантера"

Один из первых танков

Танк «Пантера» - один из двух самых известных танков немецкого Панцерваффе. Панировался как основной танк немецких танковых войск, который должен был прийти на замену Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. Послужил базой для САУ «Ягдпантера» и БРЕМ. В послевоенное время в ограниченном количестве использовался в вооруженных силах Франции.  

Работа танковой комиссии, требования Гудериана к новой машине.

Выгрузка  танковПервые же бои Восточного фронта подтвердили не соответствие боевых возможностей немецких танков, требованиям современного боя, проявившееся в ходе предыдущих военных компаний. На этот раз, нужда в качественно новой машине стала особенно нетерпимой.

Для ознакомления с положением дел в танковых войсках, получения информации, осмотра захваченных танков противника в Германии была сформирована особая комиссия из представителей военных и оборонки, занимавшихся проектированием и производством БТТ и вооружения. В середине ноября сорок первого года комиссия прибыла в танковую армию Гудериана.

В своем обращении к ее членам Гудериан акцентировал  внимание на следующих моментах:

  • бронирование и вооружение советских танков превосходит немецкое, превосходство, над танками противника имевшее место в ходе предыдущих компаний ныне утрачено;
  • сокращение числа немецких танков, на фоне роста числа танков противника. Следствие как боевых потерь, так недостатков в материально-техническом снабжении;
  • необходимость создания новой машины способной, способной восстановить утраченное превосходство.

Коснувшись трудностей эксплуатации танков данном театре военных действий, он отметил следующие особенности:

  • большое количество маршей проходит по грунтовым дорогам в условиях сильной запыленности летом и сильной распутицы осенью. Что приводит к быстрому износу двигателей и плохой проходимостью осенью. Требуется как улучшение воздушных фильтров, так и уменьшение удельного давления на грунт у новых танков;
  • высокий снежный и покров и низкие температуры приводит к дополнительным трудностям;
  • отмечены случаи смерзания гусениц;
  • необходимо резко увеличить проходимость танковых войск в целом.

Относительно технического и количественного состава вверенной ему танковой армии он сообщил следующее:

  • из танков, имевшихся на начало войны 30% списано, 20% в ремонте и 25% отремонтировать невозможно из-за отсутствия запчастей;
  • из имевшихся автомашин и бронетранспортеров строю находятся соответственно 50 и 75%;
  • поставки, как самих танков, так и запасных частей неудовлетворительны.

К положительным качествам советских боевых машин он отнес прежде всего как адекватную толщину брони, так и расположение ее под углом, высокие скорости движения- превосходящие Pz. Kpwf III и IV. Наиболее существенные недостатки - отсутствие командирской башенки и радиосвязи в большинстве танков, что доставляет огромные трудности управлении и координации группами танков.

Основные требования к новому танку, по мнению Гудериана, были таковы:

  • адекватное бронирование и вооружение;
  • широкие гусеницы, мощный двигатель, улучшенная подвеска;
  • возможно более высокий показатель удельной мощности;
  • особое внимание уделить эффективности радиаторов и воздушных фильтров;
  • необходимо значительно улучшить тактическую маневренность.

Все меры по улучшению боевых свойств существующих машин и выпуску танка нового типа не должны привести к падению темпов производства. В качестве временной меры допустимо ограничится орудием с большей пробиваемостью и иметь в каждом батальоне по нескольку таких танков либо даже противотанковых пушек, что бы личный состав вновь поверил в превосходство своего оружия.

Как мы видим, с позиции нашего времени, "быстрый Гейнц" рассуждал весьма здраво. Однако если часть его предложений и была формально воплощена в жизнь, то общая концепция вышла едва ли не противоположной.

Этап проектирования танка «Пантера»

Деревянный макет  прототипа танкаУчитывая выводы комиссии и предложения Гудериана, WaPruef 6 (отдел разработки БТТ и танкового вооружения) заключил контракты на создание танка весом в 30 тонн с MAH и «Даймлер-Бенц". В этоже время фирма «Рейнметалл» продолжала проектирование башни под орудие 7,5 cm KwK L/70 для VK4501(H). Эту же башню ей было поручено приспособить для установки на заказанное шасси.

22.01.42 г., на встече представителей WaPruef 6 и "MAH", обсуждался ход проектирования, VK 3002 и в частности решение об увеличении на шесть тонн массы машины. Также были представлены модели основывавшиеся на новых изменениях в ТТХ- модель WaPruef 6 и модель "Даймлер-Бенц". Последняя внешне весьма напоминала Т-34.

Танк "Даймлер-Бенц"

Эти же модели были показаны Гитлеру, и они произвели на него благоприятное впечатление. Обе фирмы должны были изготовить прототипы не позднее мая 1942 г.
Проект танка "МАH"

Поскольку в производство должен был пойти один танк, требовалось определить лидера. Представители «Даймлер-Бенц» встретились с руководством WaPruef 6 28-29.01.1942 г., на встрече присутствовал рехсминистр Тодд.  

Недостатками проекта «Даймлер-Бенц», руководство WaPruef 6 в лице ее руководителя директора Оберлендера видело следующее:

  • листовая подвеска, поскольку торсионная по его мнению позволяет слетать корпус танка шире;
  • расположение ведущих колес в корме танка будет приводить к набеганию траков;
  • гусеницы представленного проекта уже, чем у проекта "MAH", что существенно хуже.

Представители "Дайлер-Бенц" придерживались иной точки зрения:

  • листовую подвеску танка  «Пантера» следует сохранить, поскольку она обеспечивает возможность уменьшения высоты танка на двадцать сантиметров, не требуя дополнительных амортизаторов;
  • более узкая гусеница проекта "Даймлер-Бенц" имеет большую, чем у проекта "MAH" опорную длину и меньшее удельное давление на грунт.
  • их проект превосходит конкурента по части ходовых качеств, способен более уверенно пересекать траншеи и заграждения;
  • расположение ведущих колес сзади делает возможным увеличить объем боевого отделения;
  • помимо предусмотренного ТЗ двигателя, в танк могут быть установлены двигатели марок MB 507 и MB 503.

Скан проекта МАH;На совещании со стороны WaPruef 6 было подтверждено требование оставаться в пределах массы до 35 тонн. Башня "МАH" для проекта "Дайлер-Бенц" была отвергнута и целесообразность сотрудничества в это плане подвергнута сомнению.  Помимо этого представители "Даймлер-Бенц" выразили уверенность в победе в конкурсе и предложили довести окончательный этап проектирования за счет фирмы.

В ходе совещания было решено, что далее каждая фирма будет продолжать проектирование самостоятельно. "Даймлер-Бенц" вначале завершит проект VK 3001 с дизелем MB 507, затем последуют машины с бензиновым мотором MB 507 - 503. И только потом сдаст три прототипа с Майбах HL 210.

Встреча представителей "MAH" и WaPruef 6 произошла 3.02. 1942 г. В ходе встречи представители WaPruef 6 внесли некоторые замечания, но в целом проект одобрил.  Обеим  фирмам было предложено представить свои окончательные проекты 3 марта текущего года в Берлине.

Прототип №1 После гибели д-р Тодта в авиакатастрофе его место занял А.Шпеер которому преоект "Даймлер-Бенц" показался значительно лучше чем у его конкурента и он дал разрешение заключить контракт на выпуск 200 танков "Пантера" этой конструкции. Но, в принятие решения вмешался Гитлер, по его приказу особая комиссия пересмотрела техническое задание на танк "Пантера" и составленные конкурсантами описания своих машин.

11.05.1942 г., после ознакомления с проектами, члены комиссии сочли проект "MAH" более соответствующим техническому заданию.  Свой вердикт они мотивировали следующими соображениями:

  • у танка "Даймлер-Бенц" башня отсутствует как таковая, ее производство может быть освоено на ранее зимы текущего года;
  • существующую башню "Ренметалл" установить невозможно;
  • танк "МAH" имеет больший запас хода, герметичное отделение двигателя и представляется хорошей орудийной платформой.

Прототип №2Компоновка "MAH" казалась правильной, однако бронирование неадекватным. Производство танков обоих проектов полностью исключалось. Особое внимание предлагалось уделить ускорению начала серийного производства.  
14.05.1942 г. Гитлер приказал начать серийный выпуск танка по проекту "MAH" однако с увеличением лобового бронирования до 80 мм. 20.05.1942 г. Все работы над проектом "Даймлер-Бенц" прекращены.

По оценкам специалистов последнего причины поражения в конкурсе в котором они первоначально лидировали были следующие:

  • листовая подвеска;
  • дизель MB 507 в достаточном кол-ве не производится;
  • расположение сзади ведущих колес;
  • отсутствие башни для танка  «Пантера».

Вопрос необходимой толщины брони, все же закрыт не был. В первых числах июня текущего года Гитлер выразил неуверенность, что бронирование в 80 мм будет актуальным уже осенью, по его мысли таковое следовало довести до 100 мм. 

  • Эскиз прототипа №2
  • Эскиз прототипа №2
  • Эскиз прототип танка Тигр - 3001(H)
  • Эскиз прототип танка Тигр - 3001(P)
  • Эскиз прототип танка Тигр - 3001(P)
 

Первые свет увидели первые два прототипа танка "Пантера". Первый был вовсе без башни, второй с башней имевшей характерное выпячивание командирской башенки в сторону.

Оба прототипа проходили испытания на протяжении 8-14.10.1942 г., в ходе которого ходовые качества были признаны удовлетворительны.

ТТХ прототипов MAH и Daimler-Benz.

  MAH Daimler-Benz
Вооружение 7,5 cm Kwk L/70 7,5 cm Kwk L/70
Боекомлект 79 выстрелов 79 выстрелов

Бронирование

и угол к вертикали

16 мм(85-90 град.) 16 мм(90 град.)
Крыша башни 16 мм(12 град) 16 мм(90 град.)
Лоб  башни 80 мм(12 град.) 80 мм(30 град.)
Крыша корпуса 16 мм(90 град) 16 мм(90 град)
Лоб корпуса 60 мм(55 град.) 60 мм(55 град.)
Нижняя лобовая плита 60 мм(55 град.) 60 мм(55 град.)
Днище 16 мм(90 град.) 16 мм(90 град.)
Борта башни 45 мм(25 град.) 45 мм(25 град.)
Верх борта корпуса 40 мм(40град.) 40 мм(40град.)
Низ борта корпуса 40 мм(0град.) 40 мм(0град.)
Задняя стенка башни 45 мм(25 град.) 45 мм(30 град.)
Корма башни 45 мм(30 град.) 45 мм(25 град.)
Ходовые характеристики
Средняя  скорость по шоссе 40 км/ч 40 км/ч
Максимальная скорость 55,8 км/ч 56 км/ч
Емкость топливных баков 770 л 550 л
Запас хода по шоссе 270 км 195 км
Преодоление склона 35 град.  40 град.
Преодоление стены 0,826 м 0,730 м
Двигатель Maybach HL 230 мощностью 700 л/с.
Удельная мощность 20 л.с/т. 20 л.с/т.
 Положение ведущих колес спереди  сзади 
Подвеска 8 перекрывающих опорных катка диаметр 860 мм., торсионы 4 опорных катка диаметр 900 мм, листовая рессора
Габариты  
 Общая длина 8,625 м  9,015 м 
 Общая ширина 3,270 м  3,280 м 
 Общая высота 2,885 м  2,960 
 Дорожный просвет 0,500 м  0,540 
Боевая масса 35 тонн 35 тонн
Ширина гусениц 0,600 м 0,540 м
Удельное давление  на грунт 0,68 кг/см2 0,83 кг/см2