log in

Танк Pz.Kpfw.V "Panther" Ausf. A.

Тяжелый танк Пантера ausf A

Танк «Пантера» Ausf. A – Вторая серийная модификация танка.

Изменения  танка «Пантера» Ausf. А. относительно Ausf. D.

Визуальна идентификация танков "Пантера" как модификации Ausf.A возможна далеко не всегда. Например, бинокулярный пушечный прицел и характерной формы бронекрышка амбразуры пулемета, литая командирская башенка не является достаточным условием что бы определить машину как танк "Пантера" Ausf.A. Эти признаки иногда встречается и в модификациях Ausf.D. Единственно безошибочный способ определить модификацию танка это узнать его серийный номер.

Танк Пантера Ausf A раннего выпускаМодификация Ausf.A описывается как комбинация усовершенствованной башни с шасси танка модификации Ausf.D. Шасси танков «Пантера» Ausf. А оставались идентичными шасси танков «Пантера» Ausf. D. При изготовлении корпусов использовались те же самые чертежи - от 021 Gr 43801 до 021 Gr 43899. Курсовой пулемет монтировался в амбразуре лобового бронелиста корпуса.

Аналогично варианту Ausf. D, улучшения в устройство вносились по мере серийного выпуска танков модификации Ausf. А. «Пантеры» Ausf. А постройки августа - декабря 1943 г. сохранили бинокулярный прицел TZF-12, амбразуру пулемета бронелисте лба корпуса и пистолетные амбразуры в стенках башни. «Пантеры» Ausf. А с монокулярным прицелом TZF-12а и шаровой установкой курсового пулемета Kugelblende в бронелисте корпуса стали собирать в конце ноября или в начале декабря 1943 г. 

Внешняя форма башни и толщина башенной брони по существу не видоизменились сравнительно с башней танка «Пантера» Ausf. D. Однако, внутри практически каждый компонент башни танка «Пантера» Ausf. А был модернизирован по сравнению с башней танка «Пантера» Ausf. D. Альтернативы орудию 7.5 cm KwK 42 L/70 не имелось, орудия снабжались бинокулярными прицелами TFZ-12.
Среди изменений, внедренных в конструкцию танка «Пантера» Ausf. А, встречались следующие: 

  • Командирская башенка из литого бронекорпуса с семью перископическими наблюдательными приборами, закрытыми бронеколпаками. Кольцо индикатора азимута, градуированное с 1 - 12 ч, которое вращается совместно с башней, но установлено внутри командирской башенки.
  • В крыше башни установлен перископ заряжающего.
  • Перехлест бронелистов лобовой части и бортов башни выполнен прямоугольным со сторонами пазов, параллельными основанию башни, вместо перехлеста типа «ласточкин хвост» на башне танка «Пантера» Ausf.D.
  • Геометрия литой лобовой части башни непосредственно за маской пушки изменена.
  • Установлен новый привод разворота башни с селективной скоростью разворота взамен односкоростного привода башни танка «Пантера» Ausf.D.
  • Установлен усовершенствованный экстрактор пороховых газов после выстрела.
  • Подшипники кольца башни танка «Пантера» Ausf.D. закрыты прокладкой, препятствующей попаданию в механизм влаги при форсировании вброд водных преград.
  • Левее наводчика установлен упрощенный индикатор азимута, градуированный с 1-12.  

Первой несколько танков «Пантера» Ausf.А в августе 1943 г. собрала фирма MNK, чуть позже, в сентябре, за ней последовали фирмы MAN Даймлер-Бенц и Демаг. В марте 1944 г. фирма MAH перешла на сборку танков «Пантера» Ausf. G, фирма Даймлер-Бенц - в мае 1944 г., фирма MNK - в июле 1944 г. Фирма Демаг приступила к выпуску тягачей «Бергпантера».

Чертеж изменений внесенных в танк "Пантера" Ausf A«Пантеры», собранные на разных заводах, имели определенные внешние отличительные признаки, несмотря на то, что собирали их по единым рабочим чертежам. Так, на фирме MAH циммерит наносили в полном соответствии с инструкцией - шпателям ровными квадратами. На Даймлер-Бенц и MNK циммерит наносили грубо, неравносторонними прямоугольниками. Изначально, на танках сборки MAN крепежи цилиндрических контейнеров располагались очень близко к торцам. На «Пантерах» сборки фирмы Демаг крепления для запасных траков приваривались непосредственно к бортам корпусов (как на Ausf.D), вместо использования болтовых соединений.

Доработки в процессе производства.

Новые факты, выявленными последними исследованиями по части внесения доработок в конструкторскую документацию танка «Пантера» Ausf. А приведены ниже: 

  • Некоторые танки «Пантера» Ausf. А были изготовлены с днищем корпуса толщиной 16 мм, а не толщиной в передней 30 мм, 16 мм в средней и кормовой. Днище корпуса выпускалось в трех вариантах: цельное, из двух и из трех бронелистов. Толщина днища корпуса в передней части в 30 мм установлена чертежом от 20 мая 1943 г., бронелисты такой толщины стали ставить на «Пантеры», собранные не ранее ноября 1943 г., хотя возможно, что некоторые «Пантеры» сборки сентября и октября 1943 г. также имели толщину днища корпуса в передней части 30 мм.
  • Центральный буксирный узел, разработанный для тягача «Бергпантера», крепился к кормовому бронелисту корпуса.
  • Изменения в компонентах ходовой части - более пяти типов балансиров опорных катков, три типа стопоров-ограничителей вертикального хода опорных катков, два типа бронеколпаков валов ведущих колес.
  • Два типа направляющих пластин для пальцев траков гусениц.
  • Бронеколпаки втулок ведущих колес, которые ассоциируются с ведущими колесами танка «Пантера» Ausf.D, устанавливали на ведущих колесах большинства танков «Пантера» Ausf. А.
  • После внедрения шаровой курсового пулемета, уцелевший перископ стрелка-радиста перенесли на 25 мм вправо.
  • Для увеличения дистанции между поверхностью брони и поверхностью циммерита без увеличения массы антимагнитного покрытия, циммеритное покрытие выполнялось рифленым. Циммерит на танках сборки фирм MAH, Даймлер-Бенц и МЫН имел очень грубую поверхность и нерегулярный рисунок.
  • Использовалось два способа соединения в перехлест клинообразных бортов корпуса и кормового бронелиста. При нормальном способе соединение выполнялось в стиле «ласточкин хвост», «оптимальный способ» предполагал соединение прямоугольниками - чертеж от 15 декабря 1942 г. Корпуса, соединенные методом Wahlweise Ausfuerung идентифицируются по буквам bwx в заводском номера, изготавливала фирма Рурсталь.
  • Согласно чертежу от 7 февраля 1943 г. использовалось два способа соединения в перехлест верхнего и нижнего лобовых бронелистов корпуса. При способе Wahlweise Ausfuerung в нижнем бронелисте делался паз глубиной от 60 до 80 мм.
  • Крыша корпуса выполнялась цельной или собиралась из трех бронелистов, во всех случаях толщина крыши составляла 16 мм.
  • Бронеколпачки вентиляционного отверстия в корпусе (под фиксатором ствола орудия) выпускались разного диаметра.
  • Дренаж и крышки других отверстий в днище корпуса менялись по ходу сборки танков «Пантера» Ausf.A
  • В люках водителя и стрелка появились вторые замки.
  • Для фиксации крышек цилиндрического контейнера использовалось два способа - пружины и защелки. Существовало несколько способов крепления контейнеров к корпусу. В ходе производства сверху контейнера, на его крепеж, стали наваривать стальные уголки, которые предохраняли контейнер от повреждений, наносимых ногами несознательных членов экипажей танков «Пантера».
  • Изменено место крепления заднего конвойного огня и электропроводки к нему. Огонь стал крепится полукруглым кронштейном к бронеколпаку левого выхлопного патрубка.
  • На нижней поверхности надгусеничной полки появились болты, предназначенные для крепления удерживающих стяжек при замене опорных катков.
  • После отказа от закаливания поверхности верхнего лобового бронелиста корпуса закаливание бортовых бронелистов корпуса продолжалось. Бортовые бронелисты корпуса перестали закаливать примерно в начале 1944 г. 

Эти и другие изменения внешнего облика почерпнуты из чертежей и фотографий. Ниже изменения приведены по категориям в хронологическом порядке, как они появлялись на сданных заказчику «Пантерах». В отдельных случаях между внесением изменений в конструкторскую документацию и появлением этих изменений на готовой продукции проходили месяцы. Также порой проходили месяцы от появления изменений на отдельно взятых танках до 100 % внедрения на все готовые изделия.

  • Командирская башенка - начиная с 1 августа 1943 г. устанавливалось кольцо для зенитного пулемета на всех вновь построенных танках «Пантера».
  • Усиленные компоненты ходовой части - начиная с августа 1943 г. ставились усиленные опорные катки с 24 болтами, однако катки с 16 болтами монтировались на вновь построенных танках до марта 1944 г.
  • Корма корпуса - дождевое ограждение воздухозаборника на крышке моторного люка введены в августе 1943 г., 25 августа введено дождевое ограждение горловины топливного бака. К марту 1944 г. была отменена установка прокладки под бронеколпаком воздухозаборника на крышке люке двигателя.
  • Циммерит - наносить циммеритное антимагнитное покрытие начали в конце августа - начале сентября 1943 г. Циммерит наносился в промышленных условиях на все поверхности, до которых человек может дотянуться, стоя на земле.
  • Монокулярный орудийный прицел TFZ-12а - начиная с конца ноября - начала декабря 1943 г. вместо бинокулярного прицела TFZ-12 ставились монокулярные прицелы TFZ-12а. Танк «Пантера» №. 120506 сборки фирмы МАN был снабжен прицелом TFZ-12а с серийным номером 42003. Фирма Лейтц, единственный производитель орудийных прицелов, полностью перешла на выпуск монокулярных прицелов TFZ-12а в ноябре 1943 г. При установке монокулярных прицелов в маске из задела под бинокулярный прицел, одно отверстие (внешнее) заделывалось заглушкой. Широкий дождевой козырек над двумя отверстиями заменили полукруглым над одним.
  • Шаровая установка пулемета - начиная с ноября - декабря 1943 г. в лобовой части корпуса монтировалась шаровая установка курсового пулемета Kugelblende со сферическим бронеколпаком. В этот же- период был удален с крыши корпуса второй перископ стрелка-радиста. Перископ стал ненужным, так как стрелок-радист теперь вел обзор через оптический прицел КZF-2 пулемета.
  • Перехлест бронеплит крыши корпуса - согласно чертежам от 1 мая 1943 г. не предусматривалось соединение в перехлест крыши и ботов корпуса. По причине наличия задела бронелистов и готовых корпусов, первые «Пантеры» с соединениями бронелистов крыши и бортов корпуса встык были собраны где-то в декабре 1943 г., но даже позже некоторые производители продолжали поставку корпусов старого типа. Соединенные в перехлест корпуса встречались даже на самых поздних «Пантерах» Ausf. А.
  • Пистолетные амбразуры заменены гранатометом Nahverteidigugswaffe - пистолетные (пистолетно-пулеметные) амбразуры с заглушками (MP Stopfen) в бортах и в корме башни ликвидированы в декабре 1943 г. Они оказались лишними в виду установки в крыше башни оружия самообороны - гранатомета Nahverteidigugswaffe. Из-за дефицита, гранатометы монтировали на танки «Пантера» только марте 1944 г. На многих танках сборки февраля и марта 1944 г. отверстие под гранатомет в крыше башни закрывалось заглушкой на четырех болтах.
  • Устройство обогрева обитаемого отсека и обогрев двигателя - в холодную погоду использовался обогреватель обитаемого отсека, в отсек вентилятором нагнетался теплый воздух от левого радиатора двигателя. Специально для обогрева на радиаторе монтировался второй вентилятор, развернутый относительно штатного на 180 градусов, вентилятор нагнетал теплый воздух в специальный воздуховод, подведенный в боевое отделение.
  • Поток воздуха регулировался заслонкой. С установкой дополнительного вентилятора было изменено охлаждение выхлопной системы двигателя, так как теперь левый выхлопной патрубок должным образом не охлаждался. С января 1944 г. параллельно левому выхлопному патрубку ставились две дополнительных трубки, стабилизирующие поток охлаждающего выхлопной трубопровод воздуха. 

Модификация оборудования на корме корпуса - согласно чертежу фирмы MAN выполнено четыре доработки: 

  • Внешнее ограждение стартера установлено ниже бронеколпака правого выхлопного патрубка.
  • Отверстие в корме корпуса (закрытое бронекрышкой) для электропроводки конвойной фары устроено ниже бронеколпака левого выхлопного патрубка.
  • Взамен горизонтального крепления 15-тонного домкрата установлено вертикальное крепление 20-тонного домкрата.
  • Буксирный узел приварен к крышке люка доступа к двигателю.

Эти изменения постепенно внедрялись в с февраля 1944 г. и были полностью внедрены к середине апреля 1944 г. 

Боевое применение  танка «Пантера» Ausf. А.

Pz Kpfw V Panther Ausd aПервые несколько «Пантер» модификации Ausf. А пришли на Восточный фронт в штате 2-го бат. 23- ТП, а 1-й бат. 2-го ТП уже в основном был вооружен «Пантерами» Ausf. А. Батальон прибыл на фронт в октябре 1943 г. Его бросили в бой сходу, прямо с «железнодорожных колес». В рапорте от 20 октября 19843 г. отмечалось: Батальон действовал поротно. Из-за спешности не получилось организовать взаимодействие с панцергренадерами. Зачастую без необходимости контратакуя, отделения танков поддерживали пехоту. Хотя, такое применение танков противоречило основополагающим принципам тактики, ситуация на фронте не давала давала выбора.

Донесения командиров танковых подразделений в принципе повторяли таковые времен Курской битвы. Упоминалось неудовлетворительное знание экипажами материальной части, многочисленные проблемы танка «Пантера» по механической части, низкая тактическая подготовка.

Особо отмечалось плохое качество брони - один раз бортовую броню насквозь пробила пуля противотанкового ружья, другой - снаряд небольшого калибра. Из-за прямого попадания БС в стык верхнего и нижнего бронелиста корпуса лопнули сварные швы. Вновь подразделения «Пантер» преследовали поломки. Поломки «Пантер» обсуждались на самом высоком уровне. Гитлер 1 ноября 1943 г. даже дал указание отправить под Ленинград 60 «пантер» без двигателей и врыть танки в землю супротив Кронштадтских фортов.

tank pantera ausf aУказание Гитлера, в который раз немного подкорректировали: под Ленинград было отправлено 60 нормальных, самодвижущихся, «Пантер». Использовали эти танки в довольно продуктивно. Танки приданы двум авиаполевым дивизиям. Из «Пантер» сделали ДОТ, опорный пункт включал в себя по три врытых рядом танка. На ходу оставили всего десять «Пантер».

К концу декабря возобладал здравый смысл, сохранившие подвижность танки собрали в один батальон и передали в состав 29 ТП, утратившие навсегда подвижность танки остались в ведении штабов авиаполевых дивизий.

Дополнительно, в ноябре 1943 г. на Восток выдвинулись два батальона «Пантер»: 1-й бат. 1-го ТП (71 «Пантера) и 1-й бат. 1-го ТП СС (96 «Пантер»). К концу 1943 г. отправлен еще 1-й бат. 31-го ТП. На 31.12.42 г. в этом батальоне осталось всего девять боеспособных «Пантер», 34 машинам был необходим ремонт, 33 утрачено. В итоге в 1943 г. на Восточный фронт поступило 841 танков «Пантера» модификаций Ausf. D - Ausf. А. На 31 декабря в батальонах Восточного фронта числилось 217 «Пантер», 80 из них сохранили боеспособность, 624 танка (74 %) было безвозвратно потеряно.

Итог боевому применению на Русском фронте в 1943 г. подвел Гудериан в рапорте от 5 марта 1944 г. В нем отмечалось следующее:

  • Дефекты конструкции и технологии производства танка "Пантера" преодолены, машина годит для эксплуатации в условиях фронта. Танк "Пантера" значительно превосходит танк Т-34.
  • Скорость, маневренность, вооружение и бронирование превосходны.
  • Число механических поломок и ресурс двигателя удовлетворительны.
  • Поломок бортовых передач не наблюдается, трансмиссия и рулевое управление надежны.

Как показали дальнейшие события оценка оказалась излишне оптимистичной. Пришла весенняя распутица и сразу возросло количество поломок.

Производство танка "Пантера" Ausf. A 
Месяц "МАN" "Даймлер-
Бенц"
"МNН" "Демаг"
Август 1943 г. - - 3 0
Сентябрь 1943 г. 46 50 45 (8)
Октябрь 1943 г. 104 90 50 (13)
Ноябрь 1943 г. 76 71 75 (10)
Декабрь 1943 г. 114 82 60 (11)
Январь 1944 г. 105 90 75 (8)
Февраль 1944 г. 106 70 90 -
Март 1944 г. 94 85 90 -
Апрель 1944 г. - 105 100 -
Май 1944 г. - 32 111 -
Июнь 1944 г. - - 120 -
Июль 1944 г. - - 11 -
Итого 645 675 830 50
Всего всеми фирмами       2200

Добавить комментарий