log in

Легкий двухбашенный танк Т-26.

Танки Т-26, во время Московских маневров

Испания, Китай, Хасан, Халхин-Гол, Польша, «Зимняя война с Финляндией», Великая Отечественная и война с Японией в августе 1945г. Восемь войн, во всех этих войнах принимал участие танк Т-26. Помимо СССР танк Т-26 имелся в армиях Китая, Турции, Испании, Германии. На вооружении танковых войск Финляндии, Т-26 продержался до 1961 года.  Своим появлением легкий танк Т-26 обязан непростой ситуации сложившейся в СССР в области танкостроения.

Истрия создания.

tank-t-26-23Процесс создания и производства танков достаточно дорог и сложен даже для экономически развитых стран, а СССР тех лет не только не обладал опытом проектирования танков, но и по большому счету не имел необходимых технологий. Вдобавок ситуацию осложняло то, что военные никак не могли договорится о ТТХ будущих танков. 
Окончательно утвержденных ТТХ не только не было вплоть до осени 1930 г., но и позднее в них неоднократно вносились исправления. Отсутствие единства во взглядах, опыта проектирования привело к тому, что в 1929г приняли решение о необходимости ознакомления с передовым зарубежным опытом создания бронетанковой и автомобильной техники. Одной из наиболее перспективных стран, была Великобритания- безусловный лидер разработке и производству танков и бронетанковой техники.

Результатом посещения советской закупочной комиссией фирмы «Викерс-Армстронг» было то, что одним из четырех рекомендуемых для приобретения образцов стал легкий танк «Виккерс-Армстронг» Mk.E. Танк не только достаточно близко соответствовал представлениям советской стороны, но что немаловажно, был достаточно прост. И не удивительно, поскольку эту модель фирма позиционировала как танк для стран «второго мира» с недостаточно развитой производственной базой. Поэтому в конце мая 1930 г. между советской стороной и фирмой был заключен контракт покупку пятнадцати машин, с комплектом чертежей и правом на производство. Вдобавок фирма в течение 3 лет обязалась информировать советскую сторону о вносимых в конструкцию усовершенствованиях.

  • Фото: Доставленный  из Англии танк
  • Фото танк МkE
  • Виккерс на испытаниях

В процессе испытаний купленные машины произвели хорошее впечатление. Но все же, первоначальные планы не предусматривали копирования танка, а только заимствование наиболее удачных технических решений. Так, 16 января 1931г. было выдано два задания на проектирование отчечественных мащин сочетающих в себе наиболее удачные решения танка Т-19 и английской новинки. Но уже через месяц, РВС СССР на основании неутешительного доклада о ходе работ по этим танкам, принял решение запустить Mk.E. в производство в том виде, каком задумали англичане.

Легкий танк Т-26. Начало производства. 

Фото ТО танка Т-26Выпуск Т-26 решили развернуть на мощностях завода «Большевик» в Лениграде, как имевшего опыт производства танков МС-1. По мере готовности к производству, должен был подключится строящийся Сталинградский тракторный завод.
Планом на 1931г. был предусмотрен выпуск пятиста машин, который вскоре снижен до 300 машин . Однако это число для завода оказалась также не реальным. Полукустарное производство МС-1, которое вели здесь на протяжении четырех лет, не смогло в достаточной мере подготовить завод к выпуску Т-26. Новая боевая машина оказался значительно сложнее. С самого начала работ, собственное КБ завода неоднократно предлагало внести различные изменения в конструкцию, направленные главным образом на ее упрощение. Но все эти инициативы, по разным причинам, отклонены вышестоящими инстанциями, настаивающими на точном копировании.

К сборке первых 10 машин установочной партии, завод преступил в июле 1931г. Конструкция танка почти полностью повторяла оригинал. Выпуск установочной партии был обусловлен необходимостью опробованием технологии и отладки производства . Единственное существенное отличие отечественного танка от оригинала – установленная в правой башне 37-мм пушка ПС-1 (пушка Гочкиса). В левой башне был установлен отечественной пулемет ДТ. Танки не только выпускали по временной технологии, но вдобавок собирали из конструкционной стали. Практически все танки были собраны индивидуально с подгонкой «по месту» узлов и агрегатов, так что о взаимозаменяемости и речи не было. Помимо всего машины отличались весьма плохим качеством сборки.

С августа 1931г. началось серийное производство. Серийные Т-26 отличались от машин установочной партии башнями увеличенной высоты с смотровыми окнами, а также были более приспособленными к производству на имевшимся оборудовании. 
Фото танк  переходит рекуНетрудно догадаться, что освоение Т-26 порождало массу проблем, начиная с цилиндров и поршней двигателя и колец, заканчивая проблемами с термообработкой траков и коленчатого вала. Проблем добавляли бронекорпуса, которые поставлял Ижорский завод. Броневые листы часто имели сквозные трещины и имели пониженную броневую стойкость, так что 10 мм бронелисты пробивались бронебойной пулей выпущенной из винтовки с дистанции в сто пятьдесят метров.

Двигатели танка Т-26 при видимой простоте, требовали высокой производственной культуры, чем та что была на отечественных заводах. Поэтому двигатели Т-26 часто ломались, проходя минимальный километраж. Выкрашивалась резина опорных катков, «рассыпалась» КПП, лопались траки и рессоры. Изготовленные танки Т-26 по причине брака не принимались заказчиком и скапливались на территории завода. К концу текущего года из 120 танков Т-26 предъявленных военной приемке, с большим трудом удалось сдать 100 машин, учитывая, что их этой сотни около 35 машин имели корпуса из обычной стали. Которую впоследствии ее планировали заменить при ремонте. Это помимо двигателей, которые издавали массу посторонних шумов и также принимались при условии последующей замены.

Табл.Число танков принятых заказчиком.

Год выпуска 1931 1932 1933 1934
Т-26 двух. 100 950 576 1

Невзирая на очевидную слабость производства и невыполнение плана прошлого года, план ан 1932г. предусматривал выпуск трех тысяч легких танков Т-26. Изготовление танков на заводе "Большевик" отделено в отдельное производство – завод №147 им. К.Ворошилова. Это был первый на территории Союза завод, полностью ориентированный на выпуск танковой продукции. Для чего ему было выделено дополнительное снабжение импортным и отечественным сырьем, полуфабрикатами и оборудованием. Помимо этого, предлагалось наладить кооперацию с другими предприятиями для изготовления узлов и агрегатов.

Фото танки Т-26 перед  парадомДля улучшения положения было принято решение создать трест специального машиностроения. В состав которого включили четыре завода: имени Ворошилова, №37, ХПЗ и завод «Красный Октябрь». После ознакомления с ситуацией сложившейся с производством танков, руководство треста выступило с просьбой к правительству о уменьшении выпуска Т-26, обосновывая невозможностью ее выполнения. Предложение подержали и вышестоящие инстанции, и план производства был скорректирован в сторону уменьшения.
В четвертом квартале текущего года в программе производства было задействовано уже пятнадцать заводов-смежников. Из них самыми крупными были Ижорский завод, выпускавший бронекорпуса и башни, «Красный Октябрь» - КПП и карданные валы, «Большевик» - заготовки узлов двигателя, а также и завод №7.

Катастрофической была ситуация складывалась с квалифицированными кадрами, как на основном производстве так и на заводах-смежниках. Ситуация осложнялась недостатком станков, приспособлений и инструмента. Все это производило к большому проценту брака. Как результат планы производства танков постоянно срывались, выпущенная продукция не принималась военной приемкой и оставалась на территории завода. 

  • Первый Танк Т-26
  • Первый   образец Т-26

Планирование выпуска комплектующих заводами-смежниками носило явно неудовлетворительным. Ситуацию усугубляло отсутствие установленного технического процесса как на заводе №174 так и у его смежников. Помимо этого остро стала ситуация с дополнительным оборудованием и инструментом, получение которого во второй половине года выглядело маловероятным. План выпуска трех тысяч Т-26 до конца стал нереальным.

Итого в тридцать втором году завод №174 был изготовил 1361 легкий танк, причем двадцать из них выпуска предыдущего года и, только сданы в текущем году. План 1933г был значительно скромнее и предусматривал изготовление всего 1700 легких танков Т-26, но непременным условием было существенное улучшение качества Т-26. Помимо этого с середины года в серию должен был пойти и пошел вариант Т-26 с одной башней с 45-мм пушкой.

Легкий танк Т-26. Особенности конструкции. 

Фото танк Т-26Первоначально, двухбашенный вариант танка Т-26 мало отличался от своего прототипа. Клепаный корпус собирали на каркасе из уголков. Часть броневых корпусов для обеспечения герметичности при преодолении брода имела в нижней части цинковые прокладки на стыках броневых листов. Но вскоре для снижения стоимости Т26 от этого решено было отказаться.
Из-за частого брака 13-мм броневых листов, толщина брони Т-26 выпуска 1931-начала 1932 г была 10- и 6мм. Танки Т-26, выпущенные на протяжении лета -осени тридцать первого года полностью собирались на болтах из-за использования некондиционного броневого листа, который впоследствии должен был заменен на качественный. В ноябре появился полностью сварной корпус.

Чтобы обеспечить удобство доступа к трансмиссии и двигателю, наклонные бронелисты корпуса Т-26 выполнялись съемными, однако для демонтажа требовалось выкрутить такое количество болтов, что этот процесс занимал несколько часов. Поэтому в тридцать втором году для обеспечения быстрого доступа к трансмиссии, в верхнем броневом листе выполнили откидной люк. Вначале он открывался влево по ходу танка, более поздний, увеличенного размера откидывался вперед. 

Схема Т-26 с пулеметным вооружением

Схема Т-26 двухбашенный с пулеметным вооружением

Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением

Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением

Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением

Танк Т-26   профиль и днище

ТТХ танка

Характеристика/год выпуска. 1937 1932  1931
Боевой вес, кг. 9700  8000 8200
Экипаж, кг.  3 3 3
Длина общая, мм. 4620 4600 4600
Ширина, мм. 2240 2440 2440
Высота, мм. 2310 2190 2190
Клиренс, мм. 380 380 380
Ширина трака, мм.  260 260 260
 Вооружение 
Пушек шт., х тип. 1х45-мм 20К 1х45-мм 20К 1х37мм Гочкиса
Снарядов, шт. 107 - 196
 Пулеметов, шт х тип.  1 х ДТ 1 х ДТ 1 х ДТ
Патронов, шт. 2х7,62 мм ДТ 1х7,62 мм ДТ 1х7,62 мм ДТ
 Толщина брони.  
 Верт. корпуса, мм.  15 10-13 10-13
 Горизонт. корпуса, мм.  10-6 6 6
 Башня, мм.  15 10 10
 Двигатель 
 Тип.  4т/4ц/к/в  4т/4ц/к/в  4т/4ц/к/в
 Марка.  Т-26-2  Т-26  В-26
 Мощность  макс., л.с.  92  85  85
 При частоте об./мин.  2200  2000  2000
 Передач КПП.  5/1  5/1  5/1
 Скорость макс.  30  31  31
 Тип топлива.   Бензин 1 сорта.  Бензин 2сорта.  Бензин 2 сорта.
 Емкость бака, л.   290  182  182
 Запас хода.  
 -шоссе, км.  240  140  140
-проселок, км. 170  80  80
Уд. давление кгс./см.2  0,71    
 Преодолеваемые препятсвия. 
 Подъем, град.  35  32  32
 Спуск, град.  35  32  32
Крен, град. 35  35  34
 Ров, мм.  2000  2000  2000
 Стенка, мм. 750  750  750
Брод, мм.  800  800  800

В марте 1932года, для защиты от осадков, над люком воздуховода стали устанавливать специальный кожух. Часть корпусов Т-26 выпуска 1932-33г имели смешанную клепано-сварную конструкцию, хотя часть корпусов имело полностью клепаную конструкцию. Это объясняется тем, что на Ижорском заводе только в конце тридцать второго года освоили производство полностью сварных корпусов.

Танк преодолевает препятсивеНа подбашенном листе Т-26, на шариковых опорах расположены две цилиндрической формы башни. Судя по фотографиям, таковых имелось четыре модификации, отличающиеся друг от друга технологией производства – клепанные, клепано-сварные и полностью сварные. Помимо этого отличались конструкция петель и способ раскроя бронелиста. Не были редкостью Т-26 с башнями, изготовленными по разной технологии, как и установка клепаных башен на сварной корпус и наоборот. Башни, как и корпус танка из-за отсутствия качественной брони толщиной тринадцать миллиметров , до осени 1931 года выпускали из бронелиста 11 мм производства Ижорского завода.

Четырехтактный, мощностью в 90 л.с карбюраторный двигатель танка Т-26, как и прототип, не имел ограничения оборотов. Что при неосторожном обращении нередко приводило к перегреву, а то обрыву клапанов. Закрепленный над двигателем специальный вентилятор воздушного охлаждения далеко не всегда мог справится со своей задачей. Двигатель советского производства, хоть и был точной копией английского мотора «Армстронг-Сидней», отличался гораздо худшим качеством. Заставить серийные двигатели нарабатывать положенный гарантийный ресурс удалось только в 1934г. Топливный и бак системы смазки находились рядом с двигателем. Т-26 потреблял бензин первого сорта, марка не хуже «Грозненского». При необходимости можно было использовать бензин второго сорта, однако существовала вероятность возникновения детонаций двигателя до порчи клапанного узла.

пушка Главный фрикцион - сухого трения. КПП имела пять скоростей и установлена в носовой части Т-26 и соединена с карданным валом с двигателем. Рычаг переключения скоростей установлен на коробке передач. Блокированная подвеска танка сообразно к одному борту из пары взаимозаменяемых тележек, состоящих из четырех опорных катков, между собой соединенных балансирами. Литые ведущие колеса, зубчатые венцы – съемные, расположены спереди, направляющие колеса – сзади.
Гусеничная цепь из стальных литых катков – цевочного зацепления, соединенных между собой стальными пальцами.
Средствами пожаротушения Т-26 являлись один-два съемных огнетушителя. Радиосвязь не предусматривалась. Для связи командира танка с механиком-водителем изначально служила звуковая труба, впоследствии светосигнальное устройство.

Вооружение

Вооружение Т-26 – два пулемета ДТ, в шаровых установках по одному в каждой башне. Наводка пулемета- плечом наводчика. Грубая наводка на цель и поворот башни осуществлял одноступенчатый механизм поворота. Оптики пулеметы не имели, хотя она присутствовала в английском прототипе. В 1932 г., ДТ сменил пулемет ДТУ, что повлекло увеличение диаметра амбразур и шарнира шаровой установки. Из сложности с производством ДТУ, танки им оснащенные переоснащались пулеметами ДТ после прекращения его производства.

Вопрос об усилении вооружения возник еще на стадии подготовки Т-26 к серийному производству. Решение оказалось простым, в одну из башен установили 37-мм пушку. На тот момент имелось всего два образца танковых пушек, а именно:

  • 37-мм пушка Гочкиса ( либо ее улучшенный аналог пушка ПС-1);
  • 37-мм пушка конструктора П.Сячентова, повыщенной мощности как ее тогда назвали –ПС-2.

Пушка Сячентова хоть и превосходила по всем статьям пушку Гочкиса, но существовала только в виде опытных образцов, работоспособность которых еще внушала сомнения. Как следствие, предсерийные Т-26 получили правую башню с установленной пушкой Гочкиса.   

  • t-26-1931-01
  • t-26-1931-02
  • t-26-1931-03

В соответствии с планами, пушкой должны были вооружать каждый пятый танк, время шло, однако производство ПС-2 так и не смогли наладить. Поэтому ГАУ отдало предпочтение новоприобретенной 37-мм ПТП «Рейнметалл», которая к тому времени, находилась в стадии освоения производства. КБ завода «Большевик» произвело наложение качающейся части г немецкой пушки на ложе отечественной ПС-2. После прохождения необходимых испытаний новое орудие приняли на вооружение как Б-3. Производством Б-3 занялся завод имени Калинина, под заводским индексом 5К.

Таблица бронепробиваемости  танковой пушки 5-К

Угол встречи/дистанция 100 500 1000 1500
0 град. 42 35 28 23
30 град. 34 25 19 19

Осенью 1931 года пушку установили в правую башню Т-26, на испытаниях орудие показало себя вполне удовлетворительно. Однако дальнейшее вооружение Т-26 этими пушками, шло довольно медленно. Поскольку завод-изготовитель столкнулся с трудностями производственного характера. Процент брака среди Б-3 был столь велик, что из изготовленных в 1931 году 225 пушек заказчик не принял не одного, а весь заказ на этот года в 300 орудий он смог сдать только в 1933г.

Поэтому в 1932 году, вновь вернулись к установке пушек Гочкиса. Ими было вооружено абсолютное большинство пушечных Т-26 с двумя башнями. Пушка Б-3 имелась лишь на 20-30 машинах, приоритетом пользовалась программ вооружения ими танка БТ-2. Всего РККА располагала 450 пушечными Т-26 при общем числе в 1627 танков Т-26.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!     Оставьте свой комментарий!   :) ww2tanki.ru

Комментарии  

0 #26 Doyle 23.10.2017 09:05
Its not my first time to go to see this web site, i am browsing this website dailly and get good data
from here everyday.

Feel free to visit my web page; Nolan: www.sdfz.com.cn/.../
0 #25 Evelyne 23.10.2017 08:30
Great work! That is the type of information that should be shared across
the internet. Shame on Google for not positioning this submit upper!
Come on over and consult with my web site .
Thanks =)

my blog: Fiona: Www.Ukr-Inform.com/.../...
0 #24 Beulah 23.10.2017 04:50
Hi! I could have sworn I've been to this website before but after browsing through many
of the articles I realized it's new to me. Regardless, I'm certainly
happy I came across it and I'll be book-marking it and checking back often!

Here is my site - Www.Leadershipjohnston.com/... /... Www.Leadershipjohnston.com/... /...
0 #23 Samuel 23.10.2017 02:04
Thanks for finally talking about >Легкий двухбашенный танк Т-26.
0 #22 Saundra 23.10.2017 01:50
I blog frequently and I really appreciate your content.
Your article has really peaked my interest. I am going to book mark your site and keep checking for
new details about once a week. I opted in for your Feed as well.


My weblog - Clarice: Www.koyo764.com/.../...
0 #21 Franklyn 23.10.2017 00:47
I was able to find good information from your articles.


Here is my weblog: Hans: letsgofamily.com.br/.../
0 #20 Tommy 22.10.2017 21:42
I do not know if it's just me or if perhaps everybody else
experiencing issues with your blog. It seems like some of the text on your posts are running off the screen. Can someone else please comment and let me
know if this is happening to them too? This may be a problem with my browser because I've had this happen before.
Many thanks

Feel free to surf to my site - Mabel: bbs.zhb369.com/.../
0 #19 Moises 22.10.2017 18:53
Hello there! This article could not be written much better!
Looking through this article reminds me of my previous roommate!
He continually kept preaching about this. I am going to forward
this article to him. Fairly certain he's going to have a good read.

Thanks for sharing!

Review my weblog - foshanyewang.co m: foshanyewang.com/.../
0 #18 Marina 22.10.2017 15:45
Unquestionably believe that that you stated. Your favorite justification seemed to be on the
net the simplest thing to bear in mind of. I say to you, I certainly get irked
at the same time as people consider issues that they just do not understand about.

You controlled to hit the nail upon the highest and outlined out the whole thing with no need side effect , people can take a signal.
Will likely be back to get more. Thank you

my web-site; domino qq: tech.tianjimedia.com/.../
0 #17 Louise 22.10.2017 11:47
After looking over a handful of the blog articles on your website, I really
like your way of writing a blog. I saved as a favorite it to
my bookmark website list and will be checking back
soon. Please check out my web site too and tell me what you think.


my blog post :: Dusty: bbs.Tezhongzhuangbei.com/.../

Добавить комментарий