log in

Танк Т-37А, созданный для разведки и охранения.

Командир танка Т-37а

Танк Т-37 А – первый советский серийный плавающий танк. Машины такого типа входили в состав танковых и механизированных частей, кавалерийских дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий. В штатах танковых бригад, танки Т-37А состояли в разведывательных ротах. Помимо этого легкий танк Т-37 A мог транспортироваться на внешней подвеске бомбардировщика ТБ-3. К началу 1941 года в частях Красной армии находилось 2225 Т-37А , которые уже считались безнадежно устаревшими.

В июле 1929 г. штаб РККА принял «Систему танко-тракторно-авто-броневооружения РККА», являвшуюся теоретическим обоснованием путей развития бронетанковой техники. Данная система предусматривала необходимость принять на вооружение РККА различного назначения боевые бронированные машины. Было признано необходимым, разработать танкетки, предназначавшиеся главным образом для разведки. Танкетки должны были быть колесно-гусеничными и желательно плавающими. Танкетка Т-27 не имела вращающейся башни, что ограничивало маневр огнем на поле боя, но позволяло иметь малую высоту машины (1,44 м). Малая длина танкетки обусловлена размещением двигателя между механиком-водителем и командиром. Это вызывало большую тесноту и высокую температуру в боевом отделении. Из-за крайней стесненности боевого отделения их экипажи комплектовались людьми, небольшого роста. Проявившие себя в процессе эксплуатации недостатки побудили приступить к работам над проектированием малых плавающих танков, с установкой пулемета во вращающейся башне.

Заморский прототип Т-37А.

Vickers Cardan Loyd Amphibian TankПервый, по-настоящему плавающий танк был создан талантливыми конструкторами Джоном Карденом и Вивьеном Ллойдом. Плавающий танк, вооруженный пулеметом во вращающейся башне был только одним из созданных ими образцов БТТ. Танк, получивший название Vickers Cardan Loyd Amphibian Tank, стал настоявшей сенсацией. Интереса добавляло то что, английская армия, испытав оба прототипа, отказалась от принятия на вооружение этой машины. Танк стал доступен для иностранного покупателя, благо стран желающих приобрести эту амфибию оказалось с избытком. Танк ВиккерсОдним из первых иностранных клиентов фирмы Виккерс, стала советская закупочная комиссия, в то время пребывавшая в Англии с целью закупки подходящих образцов БТТ. Переговоры прошли удачно. В начале февраля 1932 года удалось достигнуть соглашения, согласно которому англичане обязались поставить 8 образцов амфибий, до осени текущего года. Как и было обещано, первая машина из заказанной партии, прибыл летом 1932г. Чтобы не покупать у англичан право на их лицензионное производство, еще до прибытия заказа было принято решение сконструировать собственный танк, взяв за образец Vickers Cardan Loyd Amphibian Tank. Английская машина выгодно отличалась наличием малой башни с установленным в ней пулеметом. Амфибийность обеспечивал клепанный бронекорпус корытообразной формы. К нему крепились поплавки из бальзы. Блокированная подвеска, повторяла подвеску 3-тонного легкого трактора выпущенного годом ранее. Двигатель – легкий катерный мотор «Медуза» максимальной мощностью в 90 л.с обладал впечатляющей мощностью для 2,7 тонной машины. И обеспечивал скорость движения в 50 км/час по дороге и до 9 к/м час на плаву. В ходе испытаний в танк внесли ряд изменений и к сентябрю 1931 года фирма «Виккерс» изготовила для британской армии два танка, отличавшиеся друг от друга в основном конструкцией рулей и гребных винтов.

Танк Первые из заказанных машин были отправлены в СССР в июле 1932 года, а последние доставлены 22 ноября 1932 года. Сразу после прохождения испытаний в Подмосковье, танки отправили для ознакомления в заводы и танковые части. Стоит отметить, что первые машины английского производства были доставлены в СССР в то время когда опытные образцы советских амфибий (Т-41, Т-33, Т-37) проходили испытания. Поэтому утверждение, что советские первые плавающие танки и в частности Т-37А является копией, либо большинство конструкторских решений является заимствованием, не соответствует действительности.

Танк Т-37А. История создания.

Работы над созданием советского танка - амфибии начались осенью 1931 года, когда руководство РККА получило об испытании в Великобритании плавающего танка. Никаких данных за исключением, данных из открытых источников – общих ТТХ и фотографий в распоряжении советских конструкторов не имелось. Таким образом, под руководством С.Гинзбурга ОКМО завода «Большевик» спроектировало легкий плавающий танк Т-33, внешне похожий на заграничную новинку. Первый образец был выпущен весной 1933года.Решение о конструировании нового варианта амфибийного танка было принято еще до того как был изготовлен первый Т-33.

  • Опытный образец ОКМО, танк Т-33
    Опытный танк Т-33, ОКМО. 1932 год.
  • Опытный Т-33, ОКМО
  • Танк Т-33

Конструкторское бюро Второго завода Всесоюзного автотракторного объединения, до того выпускавшего танкетки, представило собственную разработку известную как Т-41. В августе-сентябре тысяча девятьсот тридцать третьего года обе машины прошли испытания на полигоне в Кубинке. Военные настояли на продолжении программы создания плавающей боевой машины, с учетом выявленных достоинств и недостатков. Под конец года появился проект Т-37, представляющий плод объединенных усилий обоих конструкторских бюро.

 

  • Танк Т-41.
    Опытный танк Т-41, 1932 год.
  • Фото опытного танка Т-41
  • Фото танка Т-41 на испытаниях

Выявившиеся в процессе испытаний недостатки Т-37 привели к разработке и постановке в производство в 1933 г. малого, весом 3,2 т, плавающего танка Т-37А, отличающегося от первого опытного образца Т-37 небольшим увеличением веса, длины и установленными поплавками. Вооружение состояло из единственного пулемета, в башне кругового вращения, смещенной от продольной оси танка вправо. Танк имел броневую защиту 9—6 мм. Развивал максимальную скорость на хорошей дороге 36 км/ч и на плаву 6 км/ч. Двигатель, дифференциал в качестве механизма поворота и коробка передач были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. В качестве водоходного движителя применялся гребной винт, имевший поворачивающиеся лопасти для обеспечения заднего хода. Конструкция машины была разработана под непосредственным руководством Н. Н. Козырева на заводе № 37.

  • Фото танк Т-37А. Большие Киевские маневры
    Танк Т-37A
  • Фото танка  с бронекорпусом завода им.Орженикидзе
  • Фото Танка Т-37А первых серий

 

Т-37А, путь в серию.

Как отмечено выше, конструирование и производство Т-37А поручили московскому заводу №37. Сюда же предали все материалы по танку Т-37, а также доставили один образец доставленной  из Англии амфибии.
Годовое правительственное задание на 1933год, предусматривало выпуск 1200 машин. Однако освоение в производстве танка Т-37А проходило с большими трудностями. Хотя завод №37 имел определенный опыт производства танкеток Т-27, танк оказался более сложным. Ситуацию усугубляло то, что освоение в производстве танка Т-37А шло параллельно с производством танкеток. Выпуск, которых в 1933 году должен был составить 507 штук, тогда как фактически было выпущено больше – 917 танкетки.

Большие Киевские маневры, танк с корпусом Ижорского заводаСложности преследовали и смежников. Подольский крекинго-электровозостроительный завод не смог справиться с выпуском бронекорпуса Т-37А. Бронекорпус должен был изготовлен штамповкой с последующей цементацией, но наладить серийное производство не удалось. Пришлось вносить изменения в технологический процесс, например, гнуть бронелист на специальной оснастке. Что в свою очередь привело к срыву правительственного задания заводом №37. Так в 1933 году вместо плановых 225 танков, завод изготовил только 30, и из них 12 Т-41. Танки Т-37А первой партии, изготовленные летом-осенью 1933 года, отличались от машин более позднего выпуска. Их бронекорпуса имели выштамповку в верхней части, не имели волноотражающих щитков. Надгусеничные поплавки отсутствовали, вместо них устанавливались плоские надгусеничные полки. Помимо этого танки этой партии отличались большим количеством производственных дефектов, что затрудняло их приемку. В связи с этим УММ РККА, решило передать эти машины в учебные подразделения. С целью улучшения качества продукции, руководство Спецмаштреста в 1934 году приняло решение построить на заводе №37 два новых цеха, укомплектовав их импортным оборудованием и несколько пополнив квалифицированными кадрами. Несмотря на принятые меры, трудности не проходили.

Изменения в конструкции танка Т-37А на протяжении производства.

На протяжении года производство испытывало существенные трудности в снабжении стальным литьем, бронекорпусами, задними мостами, моторами. Но были и положительные сдвиги в освоении новой техники:

  • обрезинку катков стали изготавливать из отечественного каучука;
  • мощность двигателя удалось увеличить примерно на двадцать процентов, благодаря новой алюминиевой головке блока цилиндров;
  • серийные танки стали оборудовать радиостанцией;

 Перед передачей в войска, все изготовленные танки Т-37А проходили два этапа испытаний. Первый этап проходил непосредственно на заводе без участия представителей военной приемки. На данном этапе проверялась герметичность и работа всех узлов и механизмов. На втором этапе в присутствии представителей военной приемки, проходили приемо-сдаточные испытания. Танки, догруженные до боевой массы, совершали марш длинной в 25 километров на подмосковное Медвежье озеро. Здесь в ходе получасовых испытаний на плаву, на максимальной скорости предстояло убедиться, что танк не наберет более полутора литров воды.

Танк Т-37А. Корпус Ижорского завода. Беларусский военный округ, 1936 годНа протяжении серийного производства Т-37А, в его конструкцию внесли некоторые изменения. В частности, если первоначально корпус танка Т-37A собирали из брони толщиной четыре-шесть восемь миллиметров, то впоследствии с марта 1934 года толщину бортов увеличили с восьми до десяти миллиметров. В 1935 году штампованный кормовой лист пришел на смену гнутому. Передний лист корпуса стали крепить на болтах. Надгусеничные полки стали изготавливать полыми, без пробковой набивки. Существовали два типа корпусов и башен - сварные и клепанные. Клепаные производил Подольский крекинго-электровозостроительный и они были самыми распространенными. Для обеспечения герметичности корпуса между листами брони прокладывали мешковину пропитанную суриком. Но поскольку Подольский завод в 1933-35гг не мог обеспечить выпуск необходимого количества корпусов, к производству подключили Ижорский завод в Ленинграде.

Тип танка 1933 1934 1935 1936 Итого
Т-37А 125 951 1140 411 2627

 Ижорский завод производил сварные корпуса. Объемы их производства были сравнительно невелики, поскольку завод был загружен заказами по программе БТ, Т-28, Т-26, броневиков. Поэтому заказы по танку Т-37А постоянно недовыполнялись. Год спустя, в 1936 году, ситуацию удалось в значительной мере улучшить. Благодаря строительству новых цехов в Подольске и проведению реорганизации производства, завод смог полностью обеспечить бронекорусами собственные потребности.

  • Радийный танк Т-37А, вид спереди
    Радийный Т-37а
  • Радийный танк, вид сзади
  • Т-37а, вид сбоку

Помимо линейных танков, промышленность выпускала радийные танки Т-37А. Эти машины оборудовали радиостанцией 71-TK. Как отмечали выше, такие танки появились в 1933 году, в 1934 году их стали выпускать серийно. Их оборудовали поручневой антенной, прикрепленной к надгусеничным полкам. После того как танки стали оборудовать надгусениными поплавками, антенну перенесли на верхний лист корпуса.

ТТХ легкого плавающего танка Т-37А

 
Год выпуска 1935
Боевой вес, кг. 2800
Экипаж, кг.  2
Длина общая, мм. 3730
Ширина, мм. 1940
Высота, мм. 1730
Клиренс, мм. 300
Ширина трака, мм.  200
 Вооружение 
 Пулеметов, шт х тип.  1 х ДТ
Патронов, шт. 1515
 Толщина брони.  
 Верт. корпуса, мм.  9
 Горизонт. корпуса, мм.  6-4
 Башня, мм.  9
 Двигатель 
 Тип.  4т/4ц/к/ж
 Марка.  Форд-АА
 Мощность  макс., л.с.  40
 При частоте об./мин. 2200
 Передач КПП.  4/1
 Скорость макс.  45
 Тип топлива.   Бензин 1 сорта.
 Емкость бака, л.   120
 Запас хода.  
 -шоссе, км. 180
-проселок, км. ?
Уд. давление кгс./см.2  0,41
 Преодолеваемые препятсвия. 
 Подъем, град.  32
 Спуск, град.  32
 Ров, мм.  1400
 Стенка, мм.  500

Танк Т-37А изготовленный в 1933г.

Фото плавающий танк Т-37А изготовленный в 1933г. Машина раннего типа без доп. поплавков.

Танк Т-37А с бронекорпусом Подольского завода..

Фото  танк Т-37А с бронекорпусом Подольского завода.

Радийный танк Т-37А с бронекорпусом Подольского завода.

Радийный танк Т-37А с бронекорпусом  Подольского завода.

Танк Т-37А с бронекорпусом Ижорского завода.

Фото танк Т-37А с бронекорпусом Ижорского завода

Химические танки Т-37А.

Специально для танка Т-37А, в тысяча девятьсот тридцать пятом году, КБ завода «Компрессор» разработало съемный комплект химической аппаратуры. В зависимости от потребности ее можно было снаряжать либо для постановки дымовых завес либо как огнемет. Комплект представлял собой 37 литровый бак , 3 литровый баллон сжатого воздуха, и брандспойт с резиновым шлангом, приспособлением для воспламенения, трубой для пуска дыма, набором приспособлений и приборов для контроля давления и подачи давления. При полной зарядке бака, танк мог сделать до пятнадцати выстрелов на дистанцию до двадцати пяти метров. Вес всего комплекта составлял восемьдесят девять килограмм.

Брандспойт установили на переднем верхнем наклонном листе корпуса, справа. Шарнирное соединение брандспойта позволило иметь углы вертикального наведения от пяти до пятнадцати градусов и сто восемьдесят градусов по горизонтали. Всего было за 1935-36гг. выпустили 75 химических Т-37А. Из-за малого запаса огнесмеси и дальности метания, танки не нашли достаточного применения. В 1938-39гг. с большинства танков химическое оборудование демонтировали. К январю 1941 года РККА обладала только десятком танков такого типа, четыре из них хранились на складах.

Десантирование танка Т-37А с самолетов.

По мере развития советских воздушно-десантных подразделений выявилась необходимость в легких танках, которые могли бы действовать в составе этих подразделений в тылу противника. С этой целью для танка Т-37А разработали несколько вариантов подвески для их транспортировки под фюзеляжем ТБ-3. Большая часть этих проектов не была реализована. В ходе Больших Киевских маневров тысяча девятьсот тридцать пятого года, провели испытания варианта ПГ-1 спроектированного под руководством П.Гроховского. Несколько танков Т-37А были доставлены посадочным способом к месту посадки. Экипажи до этого находившиеся в самолете, быстро отцепляли танк и шли в бой. Помимо десантирования посадочным способом Т-37А, были проведены опыты по приводнению. В октябре 1936 года прошли такие испытания в Подмосковье на Медвежьих озерах.. Танк сбросили в озеро с высоты пятнадцать-двадцать метров. Для защиты днища Т-37А, устанавливали специальные амортизаторы удара иногда из подручных средств. Всего сбросили три легких танка Т-37A, с разными амортизаторами. Среди них наиболее удачным вариантом оказался как не странно самый простой – еловый лапник. Как бы там ни было, испытания трудно было назвать удачными, все три амфибии получили сильные повреждения днища и утонули. Дальнейшие работы по этой тематике были свернуты.

Общее описание конструкции.

Броневая защита танка.

Броневая защита малого танка Т-37А легкая противопульная и как следствие не представляла защиты от пуль крупнокалиберного пулемета, снарядов и крупных осколков. Корпус простой коробчатой формы. Его собирали из броневого листа соединенного между собой заклепками и сваркой, как между собой, так и к каркасу из уголков. Листы - цельнокатаные из брони толщиной четыре миллиметра для крыши и днища, восемь и шесть миллиметров лоб, борта, корма. В 1934году решено было усилить защиту рубки мех-вода и часть лба Т-37А бронелистом в десять миллиметров. Лоб рубки имел небольшой наклон, борта танка наклона не имели вовсе. Башня собиралась аналогично корпусу. Крыша имела толщину в четыре миллиметра. Лоб башни, корма и борта представляли собой цельный броневой лист, согнутый в форме цилиндра. Толщина листа восемь миллиметров. Башня установлена на шариковой опоре подбашенной коробки. Для поворота башни установлен поворотный механизм. В лобовой части отверстие для установки маски пулемета.

Вооружение танка Т-37А

Танковый пулемет ДТВооружение танка представлено единственным пулеметом ДТ-29 винтовочного калибра. Пулемет установлен в шаровой установки маски лба башни. Наведение пулемета – качанием в пределах тридцати градусов по горизонтали, без поворота башни и -20 до +30 по вертикали. Боекомлект – 2142 патрона, снаряженных в тридцати четырех магазинах. Магазины в укладках левой части корпуса и башни.

Компоновка танка.

Легкий(малый) плавающий танк Т-37А скомпонован с передним расположением ведущего колеса, что достаточно необычно для советских танков. Отделение управления в передней части и объедено с боевым и моторным отделением. В носовой части расположена трансмиссия танка. В кормовом отделении – системы охлаждения, привод винта, топливный бак. Танком управлял экипаж из двух человек - механик-водитель и командир танка. Место командира в башне, башня смещена от центра вправо. В течении боя командир танка, руководил действиями механика-водителя, наблюдал за полем боя, вел огонь из пулемета. В радийных машинах командир поддерживал радиосвязь. Посадка-высадка проходила через люки в башне и корпусе, своем для каждого члена экипажа.

Водоходный движитель и способ движения на плаву.

Водоходный движитель Т-37А представлял собой гребной винт с поворачивающимися лопастями. Поворачивающиеся лопасти необходимы были для движения задним ходом на воде. Отбор мощности от двигателя танка, происходил посредством храповой муфты. Повороты при движении на воле обеспечивало перо руля. Дополнительную безопасность обеспечивал насос для откачки воды и водоотражающий щиток в машинах более поздних серий. Для улучшения плавучести амфибия оборудована поплавками. Поплавки – металлические короба, клепанные или сварные, заполненные пробкой или пустотелые (с 1934года.) Водоходные качества танка расценивались как вполне удовлетворительные, хотя иногда из-за потери герметичности Т-37А тонул.

Наблюдательные приборы и прицелы.

Для обеспечения ведения огня танковый пулемет Т-37А оборудован диоптрическим прицелом. Конструкция средств наблюдения крайне примитивна, и по сути представляла собой наблюдательные щели. С внутренней стороны закрывались защитным стеклом. По всем сторонам башни имелось четыре таких прибора. Механик-водитель располагал двумя приборами – с левой стороны рубки и в крышке смотрового люка.

Средства связи.

Коротковолновая танковая РСИз средств связи линейные Т-37А располагали простейшим устройством под названием «Танкофон», по сути, разновидность переговорной трубы. Средства внешней связи представлены набором флажков для сигнализации. Радийные машины отличались наличием КВ радиостанции типа 71-ТК-1. Приемник и передатчик монтировали на месте второго поста управления.

Танк Т-37А видео. 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!     Оставьте свой комментарий!   :) ww2tanki.ru