log in

Танк Т-38. Легкий разведывательный танк.

Фото легкие танки Т-38 на параде. Куйбышев, 1939г

Советский легкий плавающий танк Т-38 участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол в тысяча девятьсот тридцать восьмом, во время присоединения Западной Украины в тридцать девятом, во время конфликта с Финляндией. В последний раз Т-38 использовали во время наступления на Карельском перешейке в 1944 году, на реке Свирь.
Опыт войсковых испытаний Т-37А оказался разочаровывающим. Как вскоре выяснилось, конструкция машины обладала множеством недостатков. Среди них особенно

досадными были недостатки в конструкции трансмиссии, которая оказалась недостаточно надежной. Помимо этого слетали гусеницы, плавучесть амфибии оказалась недостаточной. Как следствие, КБ завода №37 получило заказ на конструирование машиныа которой были бы изжиты недостатки серийного танка. Руководил проектированием Н.Астров, работы над проектом начались в конце тридцать четвертого года. Основное внимание при проектировании уделили как уставанию выявленных недостатков, так улучшению надежности узлов и агрегатов танка.

Разработка танка и путь в серию. 

tank-t-38-23В начале лета 1935 года, начались испытания новой амфибии, которая получила войсковой индекс Т-38. Общая компоновка машины в целом повторяла таковую у своего предшественника. Хотя механик-водитель находился не слева, а справа. Соответственно башню сместили влево. В конструкции танка нашли широкое применение узлы серийного Т-37А. Т-38 оказался ниже и шире, а дополнительных поплавков не имел вовсе. Вооружение оставили прежним, все тот же пулемет ДТ винтовочного калибра. Конструкция башни, за исключением некоторых деталей осталась прежней. Прежним остался и двигатель, все тот же ГАЗ-АА. Двигатель совместно с главным фрикционом и КПП расположили вдоль оси машины между местами командира и водителя. Ходовая Т-38 во многом заимствована у предшественника. В частности конструкция гусеницы и тележек подвески повторяли таковую у Т-37А. Изменения коснулись ведущего и направляющего колеса, которое по своим размерам стало аналогичным опорным каткам. Движение на воде обеспечивал трехлопастный винт, для изменения направления движения служил плоский руль. Отбор мощности для движения происходил от редуктора, укрепленного на КПП.
Однако танк Т-38 оказался недостаточно надежным в эксплуатации и в период прохождения испытаний зачастую оказывался в ремонте, а не на полигоне. Но, несмотря на это двадцать девятого февраля тысяча девятьсот тридцать пятого года его приняли на вооружение, вместо Т-37А. Оба танка какое-то время одновременно состояли в производстве. Серийная машина в деталях отличалась от своего прототипа. Изменения коснулись как люка механика-водителя, так и бронекорпуса. В ходовую внесли дополнительный опорный каток. Бронекорпуса Т-38 производил исключительно Подольский завод, который к тому времени смог выпускать в достаточных количествах. В тридцать шестом году, выпустили некоторое количество Т-38 со сварными башнями из задела Т-37А, производства Ижорского завода.

Тактико-технические характеристики Т-38

ТТХ легкого плавающего танка Т-38
Боевой вес, кг. 3160
Экипаж, кг.  2
Длина общая, мм. 3730
Ширина, мм. 2220
Высота, мм. 1660
Клиренс, мм. 290
Ширина трака, мм.  200
 Вооружение 
 Пулеметов, шт х тип.  1 х ДТ
Патронов, шт. 1515
 Толщина брони.  
 Верт. корпуса, мм.  9
 Горизонт. корпуса, мм.  6-4
 Башня, мм.  9
 Двигатель 
 Тип.  4т/4ц/к/ж
 Марка.  ГАЗ-АА
 Мощность  макс., л.с.  45
 При частоте об./мин. 2400
 Передач КПП.  4/1
 Скорость макс.  45
 Тип топлива.   Бензин 1 сорта.
 Емкость бака, л.   120
 Запас хода.  
 -шоссе, км.  240
-проселок, км. 120
Уд. давление кгс./см.2  0,43
 Преодолеваемые препятсвия. 
 Подъем, град.  30
 Спуск, град.  30
 Ров, мм.  1400
 Стенка, мм.  600

Схема бронирования танка Т-38

Схема бронирования танка Т-38

Легкий танк Т-38, выпуска 1936 г.

Легкий плавающий танк Т-38.Выпуск 1936 года.

Вид на днище. Т-38

Вид на днище танка Т-38

Совершенствование конструкции Т-38

Освоение танка в серии не положило конец работам по совершенствованию его конструкции. В 1936 году танк оборудовали тележками нового образца. При прохождении пробега на гарантийный километраж, тележки новой конструкции показали свое преимущество.
Отчет комиссии по результатам испытаний содержал предложения установить двигатель М-1 для улучшения динамики Т-38. Помимо этого в отчете имелись замечания о том, что гусеницы все же продолжают спадать на пересеченной местности, рабочие места экипажа оставляют желать лучшего, плохо работает амортизация подвески. Следовало улучшить как плавучесть, так обзор слева по борту, для механика-водителя. В тридцать седьмом году конструкция танка претерпела некоторые изменения, наиболее значимыми были тележки нового образца и освоение в производстве радийного варианта укомплектованного радиостанцией 71-ТК-1 и штыревой антенной. Весной этого же года выпуск Т-38 пришлось остановить вследствие большого числа жалоб поступавших из армии. После летних маневров КБ завода №37 настоятельно рекомендовали провести модернизацию танка Т-38.
Суть состояла в следующем:

  • повышение скорости движения;
  • улучшение плавучести и скорости движения на воде;
  • усиление вооружения танка;
  • повышение срока службы и надежности узлов и агрегатов;
  • повышение удобства обсаживания;
  • унификация узлов и деталей с тягачем «Комсомолец».

Фот-24Процесс модернизации проходил весьма медленно. Немногочисленное КБ было загружено обеспечением производства тягача «Комсомолец» и работами по проекту танка-амфибии Т-29. Поэтому первые два модернизированных Т-38 увидели свет только весной тридцать восьмого года. Были изготовлены всего два прототипа танка –Т-38М1 и Т-38М2. Машины имели тележки от тягача «Комсомолец» и двигатель ГАЗ М-1 в 50 лс. Вариант Т-38М1 имел увеличенный по высоте на 100 мм бронекорпус, что в итоге давало увеличение водоизмещения на 600 кг. Помимо этого изменения коснулись ленивца, для уменьшения продольных колебаний, его сместили вниз на сто миллиметров вниз. Танк оборудован радиостанцией. Бронекорпус Т-38М2 увеличили на 75 миллиметров, так что прирост водоизмещения составил 450 кг. Место положения ленивца осталось прежним. Радиостанции танк не имел. В остальном танки были идентичны.

Фото Т-38М1 с увеличенным на 100 мм корпусомНа испытаниях мая-июня тридцать восьмого года оба танка показали свое преимущество над серийным Т-38. АБТУ решило начать серийно производство Т-38М с учетом выявленных изменений, которые показались оправданными в процессе испытаний. План предусматривал к началу тридцать девятого года освоить в производстве бронекорпуса Т-38М. Однако первые корпуса смогли получить только в феврале. Как следствие первые три Т-38М покинули цеха в апреле 1938года. После прохождения испытаний интерес к этим танкам упал. Более перспективным на тот момент казался танк Т-40. Поэтому заказ ограничили опытной партией в семь машин, которые в дальнейшем использовали в качестве учебных. В 1939 году завод №37 получил предписание изготовить 122 не модернизированных Т-38, используя задел бронекорпусов сохранившийся с тридцать седьмого года. Всего за годы производства изготовили 1175 линейных танков и 165 радийных Т-38, включая 7 Т-38М.

Первая попытка усилить вооружение

Одновременно с работами над Т-38М, КБ завода №37 предприняло попытки усилить вооружение серийного Т-38. Для чего разработали новую коническую башню под установку пулеметной спарки из крупнокалиберного пулемета ДК и того же ДТ. Эти работы были закончены только к весне тридцать девятого года, когда уже в производстве осваивали опытные Т-40. Поэтому и эта модернизация оказалась неактуальной.

Экранирование легкого танка

По итогам применения танков во время гражданской войны в Испании, во втором-третьем квартале 1938года проходили испытания Т-38 с экранированным корпусом. В соответствии с заданием усилили бортовую и лобовую броню танка. Каких-то других сведений, равно как и результатов испытаний не найдено. В 1941 году слушатели ВАММ разработали проект железобетонной брони для Т-38. По – сути это была съемная опалубка, которая давала возможность заливать броню бетоном непосредственно перед боем и демонтировать после, если в том возникнет необходимость. Однако война прервала дальнейшие работы по этой теме. Повторно к идее экранирования вернулись уже в начале войны. По проекту, разработанному в НИБТ полигона, на верхний лист Т-38 крепили 12-мм лист брони. Лист установлен таким образом, что закрывал подбашенную коробку и имел вырез для наблюдения механиком-водителем. Так же экранами прикрывали верхнюю часть борта и лба башни. Испытания обстрелом показали вполне удовлетворительный результат, но работы по этой теме были остановлены в октябре 1941 года.

20-мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение

tank-t-38-shvakНовая попытка усилить вооружение Т-38 предприняли летом 1941 года. Тогда сотрудники НИБТ полигона перевооружили пару танков 20-мм пушкой ШВАК. По документам такие машины проходили какТ-38Ш либо Т-38ШВАК. Танки передали ОКБ-16, где в конструкцию внесли некоторые изменения обеспечивающие удобство заряжания, удержания и возможность ведения огня одиночными выстрелами.
В начале августа пушку установили в танк и отправили на испытания. В процессе, которых выявили немало недостатков. Наиболее существенными были отсутствие пулемета, что не позволяло рационально использовать боекомплект пушки.
При ведении огня из пушки очередями, имелась столь сильная вибрация, что временно заклинивало башню. Неудачная конструкция прицела не давала возможности вести огонь далее трехсот метров. Помимо этого ведение огня командиром было недостаточно удобным. Несмотря на все недостатки, опыт перевооружения признали удачным и таким образом перевооружили еще один Т-38. О дальнейших испытаниях танков данной модификации не известно. Первого октября сорок первого года, приказом наркома Малышева работы по этим танкам, а так же по экранированию Т-38 и Т-40 прекращены.

Танк Т-38 видео.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!     Оставьте свой комментарий!   :) ww2tanki.ru

Комментарии  

0 #32 Jeanett 23.10.2017 09:21
I've been exploring for a little for any high quality articles or blog posts on this kind
of area . Exploring in Yahoo I ultimately stumbled upon this web site.
Studying this information So i'm satisfied to exhibit that I've a
very excellent uncanny feeling I found out just what I needed.
I such a lot no doubt will make certain to do not disregard
this site and give it a look on a constant basis.



Also visit my homepage abcarosa.ch: abcarosa.ch/.../...
0 #31 Angelia 23.10.2017 02:07
Fantastic goods from you, man. I've understand your stuff previous to and you're just too wonderful.
I actually like what you've acquired here, certainly like what you are saying and
the way in which you say it. You make it enjoyable and you still care for to keep
it sensible. I cant wait to read much more from you.
This is actually a wonderful web site.

My web-site: Curtis: pp.liangchuang-china.cn/.../
0 #30 Brenton 22.10.2017 23:07
Awesome issues here. I'm very happy to peer your post. Thanks a
lot and I am taking a look ahead to touch you. Will you kindly drop
me a mail?

Feel free to visit my site :: Charlie: hellowholesaleforum.com/.../
0 #29 Kraig 22.10.2017 11:14
Hi every one, here every person is sharing such knowledge, so it's good to
read this blog, and I used to pay a visit this web site daily.


my site - Elyse: hairuipack.com/.../...
0 #28 Mattie 22.10.2017 00:48
These are truly great ideas in concerning blogging. You
have touched some good things here. Any way keep up wrinting.


Also visit my blog: Tiffani: Youhuitz.com/.../...
0 #27 Layla 22.10.2017 00:44
Definitely consider that that you stated. Your favourite reason seemed to
be at the internet the simplest factor to remember of.
I say to you, I definitely get annoyed even as other folks think about issues that they plainly do not realize about.
You managed to hit the nail upon the top as well as outlined out the whole thing without
having side-effects , folks could take a signal.

Will probably be again to get more. Thank you

Feel free to surf to my web blog - Arnoldo: www.jatlb.com/.../?4253.html
0 #26 Dorie 21.10.2017 23:19
I do not know if it's just me or if perhaps everybody else encountering problems with your site.
It looks like some of the text in your content are running off the screen. Can someone else please provide feedback and let
me know if this is happening to them as well? This may be a issue with my
web browser because I've had this happen previously.
Appreciate it

Review my homepage Bradly: www.kashen.com/.../
0 #25 Meghan 21.10.2017 21:18
Hi, Neat post. There is a problem along with your web site in internet explorer, would check this?
IE still is the market leader and a large section of other people will miss your magnificent writing because
of this problem.

Review my web site - Robert: izhuangong.com/.../
0 #24 Shenna 21.10.2017 16:42
A person necessarily assist to make severely posts I'd state.
This is the very first time I frequented your website page and up to now?
I amazed with the analysis you made to create this particular submit amazing.
Excellent job!

Stop by my web page :: Chong: xysctb.com/.../
0 #23 Kristal 21.10.2017 16:31
I really like what you guys are up too. Such clever work
and reporting! Keep up the good works guys I've incorporated you guys to blogroll.



Feel free to visit my homepage; Damaris: exlud.com/.../

Добавить комментарий