Танк Т-40
- Published in Танки Второй мировой войны

К концу тридцатых годов появилась потребность в качественно новом по сравнению с машинами предыдущего поколения легком плавающем танке. По сравнению со своими предшественниками Т-37 А и Т-38, танк должен был обладать лучшей броневой защитой и огневой мощью. Кроме того отсутствие радиосвязи в линейном танке предназначенном преимущественно для разведки, ставило под сомнение его использование в этом качестве.
Последний предвоенный плавающий танк.
В апреле тысяча девятьсот тридцать восьмого года АБТУ рассмотрела существующий проект колесно-гусеничного разведчика. Проект сочли не сотвествующим требованиям предъявляемым к легкому танку. Главный недостаток конструкции заключался в отсутствии возможности вплавь преодолевать водные преграды. Как следствие требования к разведывательной машины были скорректированы.
Согласно ТТХ машина должна была соответствовать требованиям:
- Быть плавающей;
- Масса машины не додана превышать 4,8 т;
- Экипаж — два человека;
- Вооружение — спарка из крупнокалиберного пулемета и пулемета ДТ.
Двигатель — карбюраторный ГАЗ-11, отечественный аналог двигателя «Додж», который только должен был осваиваться в производстве.
Разработка проекта поручена московскому КБ №37. К концу лета был готов макет и эскизный проект будущего танка-амфибии. После того как проект был утвержден АБТУ, КБ продолжило работу над новым плавающим танком, которомуц присвоили получил индекс Т-40. Согласно заданию Т-40 проектировали с двумя типами подвески — торсионной и подвеской по типу таковой у тягача «Комсомолец».
Проект танка Т-40 завершон в конце тридцать девятого года и тотчас приступили к производсту опытного образца. Весной этого же года цеха покинули первые образцы танка.
Новая машина имела значительные отличия от своих предшественников, хоть и являлся творческим развитием их конструкции. Корпус Т-40 увеличен по сравнению со своими предшественниками. Толщина его бронелистов составила 6-13 мм. Для увеличения остойчивости при движении на воде , корпусу придали в поперечном сечении форму расширенной к верху трапеции.
Краткое описание Т-40.
Экипаж танка Т-40 составлял механик-водитель и командир, расположеные друг за другом, вблизи продольной оси. Башня танка уставлена со смещением на 0,25м к левому борту танка.
Вооружение Т-40 составляла спаренная установка крупнокалиберного пулемета ДШК и танкового 7,62-мм ДТ.
Башня танка конусной формы, в ней в специальном коробе основная часть боекомплекта крупнокалиберного пулемета - девять сцепленных между собой лент из десяти для крупнокалиберного пулемета. Таким образом, была достигнута необходимая непрерывность питания и скорострельность ДШК. В отличие от прежних танков, для облегчения прицеливания Т-40 был оборудован оптическим прицелом ТМФП.
Двигатель Т-40 марки «Додж» установили вдоль правого борта, трансмиссию - в передний части корпуса. Мотор от боевого отделения отделен бронеперегородкой. Топливные баки, каждый по емкостью в сто литров — в корме танка, обеспечивали запас хода в 220 км. Справа, между двигателем и бортом, отбываемые при движении по воде, радиатор и теплообменники.
Движение по воде обеспечивали плоские рули и трехлопастный винт. Для защиты от повреждений размещенные в нише в корме танка Т-40. Отбор мощности от мотора для вращения винта карданным валом, посредством коробки мощности установленной на КПП.
Для наблюдения имелись три оптических прибора механика-водителя (по одному в каждом из бортов и лобовом листе), и по одному для каждого из бортов башни для командира.
Торсионная подвеска по типу опытной подвески тягача «Комсомолец» и Т-38. Из ведущего и направляющего колеса, трех поддерживающих, четырех опорных катков, применительно к борту. Имелся также вариант Т-40 с рессорной подвеской схожей с таковой у тягача «Комсомолец». Помимо подвески танки отличались типом использованных КПП и двигателей:
- Танк Т-40 с рессорной подвеской имел 76 сильный двигатель «Додж», сцепление грузовика «Форд» и «доджевскую» КПП;
- Танк с торсионной 85 сильный двигатель «Додж», сцепление и КПП грузовика ГАЗ-АА.
Оба варианта Т-40 прошли испытания в на протяжении двух последних летних месяцев тридцать девятого года. Тестировали условия работы экипажа танка, приборы наведения вооружения, способность танка преодолевать как водные рубежи так и искусственные препятствия.
Вкратце, результаты испытаний можно подытожить следующим образом:
- торсионная подвеска предпочтительней рессорной;
- система охлаждения работает неудовлетворительно ;
- отсутствие вентиляции и как следствие высокая задымленность на рабочих местах;
- установка вооружения, а также приборов наблюдения не доработана;
- конструкция катков неудовлетворительна;
- существующие недостатки следует изжить на этапе освоения в производстве танка Т-40.
По результатам испытаний, заводом изготовителем №37 внедрено значительное количество улучшений, направленных на повышение надежности танка Т-40. Прежде всего изменения коснулись корпуса, опорных катков, траков и торсионных валов. Двигатель «Додж» должен был сменить отечественный ГАЗ-202. Гребной винт сменили на новый имеющий четыре лопасти.
В этом виде Т-40 приняли на вооружение. Плановое задание заводу №37 предусматривало производство в 1940 году не меньше ста танков, при этом первые опытные машины необходимо предъявить не позднее марта.
Производство Т-40.
Как обычно, освоение в производстве новой машины сопровождалось значительными трудностями. Сам танк Т-40 был сложнее своего предшественника. Предприятия-смежники с трудом осваивали выпуск комплектующий. В особенности тяжелая ситуация сложилась с выпуском бронекопусов заводом Орженикидзе в г.Подольск. Однако, невзирая на трудности первые три Т-40 удалось сдать во время.
С апреля по июнь они прошли испытания. В течении которых танки прошли около трех тысяч километров. Поле чего из отправили на завод устранять недостатки в работе двигателя, траков и электрооборудования. С сентября по октябрь, 7 серийных Т-40 прошли пробег в 2950 км, в ходе которого производилось форсирование рек. После чего, конструкция вновь подверглась улучшению. Все это привело к тому, что головой план не был выполнен. Всего приемка приняла только 44 танка вместо 100. Первое полугодие сорок первого года ушло на доработку конструкции серийного Т-40. Главной целью которой было увеличение плавучести и надежности. К началу июня 1941г, войска располагали 132 танками Т-40, хотя всего завод изготовил 151. Еще 41 машину выпустили в июне.
Катастрофические потери матчасти лета сорок первого года потребовали резкого увеличения выпуска танков. Для чего заводу предстояло освоить новый без водоходного оборудования танк Т-60 в габаритах прежней машины с улучшенным бронированием и тем же вооружением.
Поскольку разработка Т-60 требовала времени, в качестве промежуточной конструкции было принято решение упростить Т-40 лишив его водоходного оборудования, как и пола боевого отделения и двигательной перегородки. Данный танк ныне больше известен как Т-40с, хотя в заводских документах такого индекса не было. Т-40 с ПТ-23ТБ Чертеж танка Т-30 выпуска 1941г..
Схема бронирования танка Т-30.
ТТХ танков Т-30, Т-40, Т-40с
НАП-нарезная автоматическая пушка
Параметры
Тип танка
Т-40
Т-40с
Т-30
Боевая масс, т
5,5
5,5
5,6
5,32
Экипаж, чел.
2
2
2
2
Основные размеры, мм.
Длина с пушкой вперед,мм.
4110
4110
4110
3950
Ширина, мм.
2330
2330
2330
2275
Высота, мм.
1905
1905
1905
1950
Клиренс, мм.
300
300
300
230
Пушка, калибр,мм.
-
-
20,НАП
23,НАП
Марка, мм.
ТНШ
ТНШ
Боекомплект, выстрел.
750
154
Пулемет; кол-во, мм.
1-12,7;1-7.62
1-12,7;1-7.62
Боекомплект, патр.
500;2016
500;2016
Максимальная скорость, км/ч.*
50/6
45/не плав.
45/не плав.
45/6
Запас хода, км.
300
300
300
280
Среднее давление на грунт, кг/см3
0,46
0,46
0,46
0,46
Преодолеваемые препятствия
Макс. угол подъема, град.
34
34
34
34
Макс. угол крена, град.
35
35
35
35
Ров, м.
1,7
1,7
1,7
1,7
Вертикальная стенка, м.
0,6
0,6
0,6
0,6
Брод,м.
плавает
1,0
1,0
плавает
Двигатель марка
ГАЗ-11
ГАЗ-202
Тип**
4/6/Р/К/Ж
4/6/Р/К/Ж
Максимальная мощность, л.с
85
85
Емкость топливных баков.
Внутренних л.
206
210
*-в знаменателе скорость на плаву.
Выпуск машин данного типа начат во второй половине июня. Часть танков имела серийные корпуса Т-40 с нишей под гребной винт, у остальных кормовой лист был прямым. Толщина брони корпуса повышена до пятнадцати миллиметров. Эти танки имели индекс Т-30. Поначалу такие танки имели вооружение из пулеметов калибра 12,7 и 7,62 мм, позже крупнокалиберный пулемет сменили на 20-мм пушку ШВАК.
В настоящее время трудно сказать сколько именно выпустили Т-40. По разным документам 296-277 машин из которых 44-45 в сухопутном варианте.
Видео с участием танка Т-40.
Комментарии
It was truly informative. Your site is very useful. Many thanks for sharing!
My webpage ... www.xydiaoyu.com/: www.xydiaoyu.com/.../
Did you make this site yourself? Please reply back as I'm trying to create
my very own website and would love to find out where you
got this from or exactly what the theme is named.
Many thanks!
Feel free to visit my web site: Margarita: portal.regalgrange.com/.../...
on the topic of unpredicted feelings.
Look at my homepage ... bestgunbestshot.com/: bestgunbestshot.com/?p=2251
no one else know such detailed about my problem. You're incredible!
Thanks!
My homepage ... Kerrie: Www.Seeme18.com/.../
We are a collection of volunteers and starting a new project
in a community in the ѕame niche. Your blog рrovided us
useful information to w᧐rk on. You have done a marvellous job!
Feel free to visіt my web blօg - situs bandar ceme, ᛕazuko: ma7sobak.net/.../28916,
available that in detail, so that thing is maintained
over here.
Feel free to visit my website - www.stevesfamouspnuts.com/.../ www.stevesfamouspnuts.com/.../
My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing several weeks of hard work due to no data backup.
Do you have any solutions to stop hackers?
my web blog: Merry: www.aish.pro/.../
There's a lot of folks that I think would really enjoy your
content. Please let me know. Thank you
my site ... Florine: pawlowskis.de/.../
I think that you ought to write more on this issue, it may not be a
taboo subject but usually people don't speak about such subjects.
To the next! Many thanks!!
My web site; Josefa: mingdachengrenyongpindian.com/ .../...
time here at net, except I know I am getting experience every day by reading such pleasant posts.
my web page ... www.97cjw.com: 97cjw.com/.../...