log in

Танк Т-40

Легкие танки Т-40

К концу тридцатых годов   появилась  потребность в качественно новом по сравнению  с машинами предыдущего поколения легком плавающем танке. По   сравнению со своими предшественниками Т-37 А и Т-38,  танк должен был обладать  лучшей броневой защитой и огневой мощью.  Кроме того отсутствие радиосвязи в  линейном танке предназначенном  преимущественно для разведки, ставило под сомнение его использование в  этом качестве. 

Последний предвоенный плавающий танк.

Десант на танке Т-40В апреле тысяча девятьсот тридцать восьмого года АБТУ рассмотрела существующий проект колесно-гусеничного разведчика. Проект сочли не сотвествующим требованиям предъявляемым к легкому танку. Главный недостаток конструкции заключался в отсутствии возможности вплавь преодолевать водные преграды. Как следствие требования к разведывательной машины были скорректированы.

Согласно ТТХ машина должна была соответствовать требованиям:

  • Быть плавающей;
  • Масса машины не додана превышать 4,8 т;
  • Экипаж — два человека;
  • Вооружение — спарка из крупнокалиберного пулемета и пулемета ДТ.

Двигатель — карбюраторный ГАЗ-11, отечественный аналог двигателя «Додж», который только должен был осваиваться в производстве.

Плавающий танк танк Т-40- фотоРазработка проекта поручена московскому КБ №37. К концу лета был готов макет и эскизный проект будущего танка-амфибии. После того как проект был утвержден АБТУ, КБ продолжило работу над новым плавающим танком, которомуц присвоили получил индекс Т-40. Согласно заданию Т-40 проектировали с двумя типами подвески — торсионной и подвеской по типу таковой у тягача «Комсомолец».
Проект танка Т-40 завершон в конце тридцать девятого года и тотчас приступили к производсту опытного образца. Весной этого же года цеха покинули первые образцы танка.

Новая машина имела значительные отличия от своих предшественников, хоть и являлся творческим развитием  их конструкции. Корпус  Т-40 увеличен по сравнению со своими предшественниками.  Толщина его  бронелистов составила 6-13 мм.  Для увеличения остойчивости  при движении на воде , корпусу придали  в поперечном сечении форму расширенной к верху трапеции.

Краткое описание Т-40.

Экипаж танка Т-40   составлял  механик-водитель и командир, расположеные   друг за другом, вблизи  продольной оси.  Башня танка  уставлена со смещением  на 0,25м к левому борту танка.

Танк Т-40 Вооружение Т-40 составляла спаренная установка крупнокалиберного  пулемета ДШК и  танкового 7,62-мм ДТ.   
Башня танка конусной формы, в ней в специальном коробе  основная часть боекомплекта  крупнокалиберного пулемета - девять сцепленных  между собой лент из десяти для крупнокалиберного пулемета.     Таким образом,  была достигнута  необходимая непрерывность питания и скорострельность   ДШК.   В отличие  от прежних танков, для облегчения прицеливания Т-40  был оборудован оптическим прицелом ТМФП.

Двигатель Т-40 марки «Додж» установили вдоль правого борта, трансмиссию - в передний части корпуса. Мотор от боевого отделения отделен бронеперегородкой. Топливные баки, каждый по емкостью в сто литров — в корме танка, обеспечивали запас хода в 220 км. Справа, между двигателем и бортом, отбываемые при движении по воде, радиатор и теплообменники.

Движение по воде обеспечивали плоские рули и трехлопастный винт. Для защиты от повреждений размещенные в нише в корме танка Т-40. Отбор мощности от мотора для вращения винта карданным валом, посредством коробки мощности установленной на КПП.

Для наблюдения имелись три оптических прибора механика-водителя (по одному в каждом из бортов и лобовом листе), и по одному для каждого из бортов башни для командира.

Торсионная подвеска по типу опытной подвески тягача «Комсомолец» и Т-38. Из ведущего и направляющего колеса, трех поддерживающих, четырех опорных катков, применительно к борту. Имелся также вариант Т-40 с рессорной подвеской схожей с таковой у тягача «Комсомолец». Помимо подвески танки отличались типом использованных КПП и двигателей:

  • Танк Т-40  с рессорной подвеской имел 76 сильный двигатель  «Додж», сцепление грузовика «Форд» и «доджевскую» КПП;
  • Танк  с торсионной 85 сильный двигатель «Додж», сцепление и КПП грузовика ГАЗ-АА.

Оба варианта Т-40 прошли испытания в на протяжении двух последних летних месяцев тридцать девятого года. Тестировали условия работы экипажа танка, приборы наведения вооружения, способность танка преодолевать как водные рубежи так и искусственные препятствия.

Вкратце, результаты испытаний можно подытожить следующим образом:

  • торсионная подвеска предпочтительней рессорной;
  • система охлаждения работает неудовлетворительно ;
  • отсутствие вентиляции и как следствие высокая задымленность на рабочих местах;
  • установка вооружения, а также приборов наблюдения не доработана;
  • конструкция катков неудовлетворительна;
  • существующие недостатки следует изжить на этапе освоения в производстве танка Т-40.

Танк Т 40  Подмосковье - фотоПо результатам испытаний, заводом изготовителем №37 внедрено значительное количество улучшений, направленных на повышение надежности танка Т-40. Прежде всего изменения коснулись корпуса, опорных катков, траков и торсионных валов. Двигатель «Додж» должен был сменить отечественный ГАЗ-202. Гребной винт сменили на новый имеющий четыре лопасти.
В этом виде Т-40 приняли на вооружение. Плановое задание заводу №37 предусматривало производство в 1940 году не меньше ста танков, при этом первые опытные машины необходимо предъявить не позднее марта. 

Чертеж плавающего танка Т-40 выпуска 1941г.

Т-40 обр.1941 г

Чертеж не плавающего танка Т-40с выпуска 1941г.

Т-40с   радиофицированный вариант

Схема бронирования танка Т-40

Танк Т-40

Схема бронирования танка Т-40с

Бронирование Т-40с

Производство Т-40.

Как обычно, освоение в производстве новой машины сопровождалось значительными трудностями. Сам танк Т-40 был сложнее своего предшественника. Предприятия-смежники с трудом осваивали выпуск комплектующий. В особенности тяжелая ситуация сложилась с выпуском бронекопусов заводом Орженикидзе в г.Подольск.  Однако, невзирая на трудности первые три Т-40 удалось сдать во время.

Танк Т-40С апреля по июнь они прошли испытания. В течении которых танки прошли около трех тысяч километров. Поле чего из отправили на завод устранять недостатки в работе двигателя, траков и электрооборудования.  С сентября по октябрь, 7 серийных Т-40 прошли пробег в 2950 км, в ходе которого производилось форсирование рек. После чего, конструкция вновь подверглась улучшению. Все это привело к тому, что головой план не был выполнен. Всего приемка приняла только 44 танка вместо 100. Первое полугодие сорок первого года ушло на доработку конструкции серийного Т-40. Главной целью которой было увеличение плавучести и надежности. К началу июня 1941г, войска располагали 132 танками Т-40, хотя всего завод изготовил 151. Еще 41 машину выпустили в июне.

Катастрофические потери матчасти лета сорок первого года потребовали резкого увеличения выпуска танков. Для чего заводу предстояло освоить новый без водоходного оборудования танк Т-60 в габаритах прежней машины с улучшенным бронированием и тем же вооружением.

Поскольку разработка Т-60 требовала времени, в качестве промежуточной конструкции было принято решение упростить Т-40 лишив его водоходного оборудования, как и пола боевого отделения и двигательной перегородки. Данный танк ныне больше известен как Т-40с, хотя в заводских документах такого индекса не было. 

Чертеж танка Т-30 выпуска 1941г..

Чертеж танка Т-30

Схема бронирования танка Т-30.

Схема бронирования Т-30

ТТХ танков Т-30, Т-40, Т-40с

Параметры   Тип танка
Т-40          Т-40с          Т-30          

Т-40

с ПТ-23ТБ  

 Боевая масс, т  5,5  5,5  5,6  5,32
 Экипаж, чел.  2  2  2  2
 Основные размеры, мм.    
 Длина с пушкой вперед,мм. 4110  4110  4110  3950
 Ширина, мм.  2330  2330  2330  2275
Высота, мм.  1905  1905  1905 1950
 Клиренс, мм.  300  300 300  230
 Пушка, калибр,мм.  -  -  20,НАП  23,НАП
Марка, мм.       ТНШ  ТНШ
Боекомплект, выстрел.       750  154
 Пулемет; кол-во, мм. 1-12,7;1-7.62  1-12,7;1-7.62    
 Боекомплект, патр.  500;2016  500;2016    
 Максимальная скорость, км/ч.*  50/6  45/не плав.  45/не плав.  45/6
 Запас хода, км.  300  300  300  280
 Среднее давление на грунт, кг/см3  0,46  0,46  0,46  0,46
 Преодолеваемые препятствия    
 Макс. угол подъема, град.  34  34  34  34
  Макс.  угол крена, град.  35  35 35 35 
 Ров, м.  1,7 1,7  1,7  1,7
Вертикальная стенка, м.  0,6 0,6  0,6  0,6
 Брод,м. плавает  1,0  1,0  плавает
 Двигатель марка   ГАЗ-11   ГАЗ-202
 Тип** 4/6/Р/К/Ж    4/6/Р/К/Ж
 Максимальная мощность, л.с  85    85
 Емкость топливных баков.    
 Внутренних л. 206     210
НАП-нарезная автоматическая пушка
*-в знаменателе скорость  на плаву. 

Выпуск машин данного типа начат во второй половине июня. Часть танков имела серийные корпуса Т-40 с нишей под гребной винт, у остальных кормовой лист был прямым. Толщина брони корпуса повышена до пятнадцати миллиметров. Эти танки имели индекс Т-30. Поначалу такие танки имели вооружение из пулеметов калибра 12,7 и 7,62 мм, позже крупнокалиберный пулемет сменили на 20-мм пушку ШВАК.

В настоящее время трудно сказать сколько именно выпустили Т-40. По разным документам 296-277 машин из которых 44-45 в сухопутном варианте.  

Видео с участием танка Т-40. 

Добавить комментарий