Танк Т-50.
- Published in Танки Второй мировой войны

Танк Т-50 советский легкий танк периода начала Второй мировой войны. Выпущен крайне небольшой серией.
Основания создания танка Т-50.
К концу тридцатых годов костяк танковых войск КА составлял танк Т-26, что выпускал ленинградский фабрика № 174 имени К. Ворошилова. С начала производства в 1931 году, он за восемь лет «потяжелел» более чем на две тонны - с 8,2 до 10,25 т. Естественно, что это не прошло даром для изначально перегруженной машины (напомним, что Т-26 создавался на основе «Виккерса» массой 7,2 т). Так двигатель, мощность которого удалось поднять с девяноста пяти до девяноста семи лошадиных сил, трудился на пределе возможности, возникали серьезные проблемы с элементами подвески — рессорами, опорными катками, траками гусеницы. В результате проходимость и подвижность Т-26 изготовленных 1938-1939 годах значительно ухудшилась сравнительно с машинами 1931-1935 годов.
Весной-летом 1939 года под началом С. Гинзбурга КБ фабрики № 174 создало проект модернизации Т-26, получивший обозначение Т-26М. Для него нужно было спроектировать новую подвеску, по образцу чешского танка Шкода (в 1938 году эта машина испытывалась в Советском Союзе, и рассматривалась возможность ее покупки). Тесты Т-26М прошли летом 1939 года, подвеска показала себя с лучшей стороны, и КБ Гинзбурга развернуло работы над новинкой — Т-26-5.
Считалось, что это будет модификация Т-26, с утолщенным до 20 мм бронекорпусом и усовершенствование подвеской по образцу уже опробованной на Т-26 и мотором 130 л.с. Мотор предполагался либо форсированный от Т-26, либо дизель «744» (150 л.с. ) - его разработкой занималось КБ фабрика № 185. Дизель изначально проектировался в габаритах Т-26. 30.11. 1939 года началась «зимняя» война. Боевые действия велись почти 3,5 месяца в условиях суровой и снежной зимы.
Конфликт еще раз подтвердил выводы, сделанные из полученного ранее опыта - боевые машины не выдерживают огня ПТА. Чтобы как-то решить данную проблему, декабре текущего года по инициативе С. Гинзбурга, начались работы по экранированию танков Т-26 бронелистами 30 - 40 мм. За короткое время были разработаны варианты экранировки для всех типов Т-26. 30.12.1939 года провели испытание обстрелом первого экранированного образца Т-26. Результаты были вполне удовлетворительными: машина уверенно «держала » 45-мм БС в полкилометра. В начале следующего года фабрика №174 освоила установку экранов на новыейшие танки Т-26-1 (так в документах официально именовался Т-26 с конусообразной башней и подбашенной коробки с наклонными бортами. Данная модификация более известна как «Т-26 образца 1939 года» и химические ХТ-133.
Всего в январе-марте 1940 года экранировано 27 ХТ-133 и 62 Т-26-1, причем 20 машин сдали в войска уже после окончания советско-финляндской войны. Однако, хотя данная мера дала хороший результат, стало ясно, что танки Т-26 нуждаются в замене. Хотя отмечалось, что эти машины неплохо себя показали боевых действий. Практика показала необходимость в таком типе танков. И все же достоинства Т-26 нивелировались его недостатками, основными из них назывались следующие:
- Бронезащита. Танк защищен от пуль винтовочного калибра, но легко уязвим от пули 12,7-мм. Анализ пораженных танков свидетельствовал что достаточно одного -двух поражений 37-мм снарядом, чтобы вывести машину из строя.
- Не удовлетворительная мощность двигателя. В условиях тяжелых покровов грунта и бездорожья, тяга по мотору недостаточна. Как следствие затруднена возможность прицепки к танку разного рода приспособлений, необходимых для преодоления инженерных средств противотанковой обороны.
- Ходовая часть ненадежна. Перегружены рессоры, подвеска и резина нижних катков. Слаб ленивец, легко сваливается гусеница.
Первый этап проектирования, проекты 126-1, 126-2, 211.
Еще до окончания зимней войны, завод № 174 получил от руководства НКСМ и от АБТУ КА задание на эскизное проектирование нового танка поддержки пехоты. В проекте планировалось изжить все дефекты, обнаруженные в конструкции Т-26. Вдобавок в случае задания АБТУ предполагалось провести полную модернизацию Т-26, то НКСМ поручал спроектировать новую машину поддержки пехоты «тяжелого бронирования». КБ завода № 174 при разработке вариантов нового танка ориентировалось на следующее. В проекте по заданию АБТУ КА, получившим в документах обозначение «вариант 126-1» — на максимально возможную унификацию с Т-26. Предполагалось в случае возрастания массы танка разработать варианты усиления конструкции КПП, ленивца и бортовых передач.
В проекте по заданию НКСМ - «вариант 126-2» - предполагалось по возможности применять не только агрегаты, производившиеся на заводе № 174, но и детали, выпускавшиеся фабрикой № 183 в Харькове. В частности, детали трансмиссии танков А-34. Проектирование новых машин шло под контролем главного конструктора завода С. Гинзбурга, непосредственным руководителем по разработке 126-1 и 126-2 был инженер-конструктор Наумов. Работу удалось провести в довольно сжатые сроки, и 17.03.1940 года на предприятии прошло совещание по рассмотрению этих проектов. В обсуждении участвовали как конструкторы и технологи предприятия, так и представители АБТУ.
Проект 126-1
Вариант 126-1, по сути, развитие танка Т-26, что и предполагалось заданием. Компоновка машины осталась прежней. Корпус танка 126-1 по своей форме был аналогичен корпусу Т-26-1 (выпуска 1939 года) с добавлением наклона задней стенки подбашенной коробки и подъемом крыши моторного отделения на 100 мм в связи с применением иного мотора. В рамках проектирования конструкторы завода № 174 разработали несколько вариантов машины, отличавшихся между собой бронированием. Так, основной вариант представлял собой машину массой 11,5 т, ч бронированием до 20 мм. Второй предусматривал дополнительную экранировку 20-25 мм бронелистами до общей толщины (с основной броней) 40-45 мм.
Расчетная масса предполагалась в 12,5 т. Третий и четвертый варианты предусматривали использование основной брони в 30 и 40 мм соответственно, танки имели массу в 12,5 и 13,5 т. В машине 126-1 предполагалось использование 4-цилиндрового дизельного двигателя «744» водяного охлаждения мощностью 150-175 л.с., который спроектирован заводом № 185 для танка Т-26, и к началу марта 1940 года его опытные образцы проходили испытания. Правда в проекте 126-1 пришлось изменить систему охлаждения «744» - расчеты показали, что разработанная для Т-26, она оказалась недостаточно надежной для более тяжелой машины. Танк 126-1 имел два запас топлива 250 л., в двух баках. Баки монтировались справа от мотора, и разделялись между собой герметичной перегородкой.
Проведенные расчеты показали возможность использования на 126-1 коробки передач с танка Т-26, изменив в ней лишь замедленную передачу и усилив подшипники первичного и главного валов. В качестве запасного варианта должны была быть спроектирована новая 4-скоростная коробка перемены передач, «предусматривающая простоту изготовления и повышенный КПД трансмиссии, т.к. при этой коробке двигатель может быть установлен без повышающего редуктора, запроектированного заводом № 185 на двигатель 744». Бортовые фрикционы ставились с Т-26 - расчеты показали, что их перегрузки не происходит. Для улучшения работы тормозов были уширены тормозные ленты, и внесены улучшения в конструкцию бортовой передачи.
На 126-1 предполагалось использовать подвеску, спроектированную заводом № 185 (по типу танка «Шкода») и прошедшую тестирование на танке Т-26М. При ее проектировании расчет производился на массу машины 11 т. Но как показали проверочные расчеты, запас прочности позволял использовать эту ходовую часть на танке в 13,5 т. Давление на грунт при использовании уширенной гусеницы составляло 0,68 кг/см2. Также 126-1 получил усиленное направляющее колесо. Вооружение машины 126-1 состояло из 45-мм пушки и 7,62-мм ДТ. Были представлены как дополнительные варианты, установки вооружения: пулемет ДТ либо огнемет у механика-водителя.
Однако, по убеждению создателей дополнительное вооружение требовало ряда переделок, что вызывало «сомнение в целесообразности введения таких установок». 126-1 получил башню новой конструкции, внешне похожую на коническую танка Т-26. В ней передняя часть была выполнена из одного бронелиста, и монтаж орудия происходил через кормовой люк. Боекомплект состоял из 205 выстрелов к ТП и 58 дисков к пулемету. В случае установки пулемета у водителя он менялся на 190 выстрелов и 60 дисков, а при использовании огнемета - 145 выстрелов и 50 дисков.
Проект 126-2
Проект танка 126-2 представлял собой машину совершенно новой конструкции. При его проектировании первоначально рассматривались пять схем компоновки:
- Первая - «схема танка БТ», с размещением отделения управления впереди, боевого в центре и МТО в корме. Расчеты давали основания полагать, что танк будет длиной примерно 5,5 метров, с высокой кормовой частью и массой порядка 20 т.
- Вторая схема повторяла схему Т-26 — с трансмиссией впереди, БО в центре и моторном - в корме. При таком раскладе машина получилась длиной 5,3—5,5 метров и массой 18-20 т.
- Третья схема - с расположением трансмиссии впереди, боевого и моторного отделения в центре, рядом друг с другом. При этом башня сдвигалась к одному борту. В кормеустановили радиаторы и баки топлитва. Такая компоновка достигалась за счет уширения танка примерно на 75 мм, при этом длина получалась около 4,9 м - немного больше, нежели у Т-26. При такой схеме машины имелась возможность «унификации агрегатов трансмиссии (бортовой фрикцион и коробка скоростей) с танком А-34».
- Четвертая схема представляла собой развитие предыдущей, но с размещением трансмиссии в корме. По размерам машина получалась практически, равной предыдущему варианту. При такой схеме в передней части было возможно размещение еще одного члена экипажа, радиостанции и курсового пулемета. Среди недостатков отмечалось возможность доступа к элементам трансмиссии только снаружи танка, что к тому же затруднялось установкой баков и радиаторов.
- Пятая схема повторяла четвертую, но при этом мотор размещался поперек корпуса. Имела аналогичные недостатки, что и предыдущая. После рассмотрения всех предварительных вариантов, конструкторы завода № 174 остановили выбор на третьей схеме компоновки. При ее использовании удавалось уложиться в заданную массу (до 16т), обеспечивалось удобное обслуживание трансмиссии, и представлялось возможным провести унификацию элементов трансмиссии с танком А-34.
Расчетная масса танка 126-2 составляла 15,8 т. Так собирался из бронелистов толщиной 40 (борта, лоб и корма), 20 (крыша кормы), 15 (часть крыши корпуса и башни, передний лист днища) и 10 мм (задние листы днища). В качестве двигателя использовался дизель В-3 (250 л.с. «половинка» двигателя В-2), установленный в середине корпуса по левому борту. Емкость бензобака, расположенного к корме справа, составляла 350 л. За двигателем, в корме корпуса, размещались радиаторы, вентилятор охлаждения и маслобак. В носовой части корпуса находились элементы трансмиссии - главный фрикцион, карданный валик и КПП. В качестве основного варианта предполагалось использовать механическую трансмиссию с унификацией ряда агрегатов с машины А-34. Также предлагался второй вариант - гидравлическая трансмиссия, разработанная инженером Кожевниковым.
В проекте 126-2 использовались торсионная подвеска. Шестикатковая ходовая, с катками диаметром 500 мм с довольно массивным внешним резиновым бандажом, трех роликов, ленивца и звездочки (на борт). На танке применена мелкозвенчатая гусеница с шириной трака 400 мм. Расчеты показали, что машина будет иметь удельное давление 0,66 кг/см2. Боевое отделение 126-2 находилось в центре корпуса справа от двигателя. Конструкция башни, в которой монтировалась спаренная с пулеметом пушка, была похожа на башню проекта 126-1. Еще один пулемет в лобовом листе бронекорпуса. Боекомплект 126-2 составлял 205 выстрелов к пушке и 3780 патронов к ДТ (60 дисков).
В результате обсуждения и представители АБТУ КА, и представители промышленности пришли к выводу, что для проработки рабочего проекта танка необходимо принять за основу эскиз проекта танка 126-1.
Объект 211
Следует сказать, что проекты 126-1 и 126-2 не были единственными, в которых пытались учесть опыт советско-финляндской войны при создании танка поддержки пехоты. Еще в ходе боев, в январе 1940 года, начальник автобронетанкового управления Д.Г. Павлов поручил руководству Кировского завода провести проработку толстобронного танка сопровождения пехоты. Начальник СКБ-2 завода Ж.Я. Котин поддержал предложение, и в январе-марте инженеры представили на рассмотрение военных несколько эскизных проектов и макетов таких боевых машин. Наибольшее одобрение представителей АБТУ КА получил вариант 211 (в более поздних документах именуется «объект 211»), разработанный под руководством конструктора А.С. Ермолаева.
Проект был показан в конце января или начале февраля 1940 года. По документам первый вариант должен был иметь массу в 14, а второй - в 12 тонн. По размерам оба имели одинаковые габариты (длина - 3750 мм, ширина - 2680 мм, высота — 1900 мм) и были меньше. чем Т-26. Первый вариант вооружался 45-мм пушкой, спаренной с пулеметом ДТ в башне, и курсовым ДТ в корпусе и имел бронирование 40-45 мм. На втором в башне монтировалась спарка ДТ. а броня имела толщину до 25 мм. В остальном проекты были схожи: экипаж три человека, дизель В-3., система охлаждения была запроектирована по типу танка КВ. Мотор размещался устанавливался в центре корпуса справа, слева от него размещалось боевое отделение. Трансмиссия в корме машины. На танке 211 планировалось установить четырехскоростную механическую коробку перемены передач, торсионную подвеску. Ходовая из шести опорных и двух поддерживающих катков. Гусеница - мелкозвенчатая, шириной 360 мм.
Второй этап, танки Т-126СП и "объект 127".
Результаты по проектированию танка сопровождения пехоты стали предметом тщательного изучения АБТУ КА и НКО. В итоге, 29.4.40 года нарком Ворошилов принял ТТТ на новую машину этого класса. Среди наиболее значимых изменений - дальнейшее увеличение бронирования до сорока пяти миллиметров. Через 6 дней, приказом НКО утвержден список членов комиссии для разбора представленных проектов. Первым, в мае сорокового, был передан проект СКБ-2 - переработанный танк СП — объект 211, реально он представлял собой прежнюю машину, адаптированную под новые требования.
Среди особенностей конструкции следует отметить, что СКБ-2 предлагало использовать литье для изготовления корпуса танка что, по мнению конструкторов, должно было значительно удешевить серийное производство. В заключении по разработке завода Кирова, комиссия пришла к выводу о необходимости изготовить 2 танка массой в тринадцать тонн с катанной и литой броней. Не дожидаясь рассмотрения конструкции танка СП заводом № 174, Комитет Обороны СНК СССР своим постановлением № 246 сс поручал заводам Кировскому и № 174 сконструировать по 2 опытных танка к 1.10.1940 г. Для выполнения этого постановления каждому предприятию отпускались немалые по тем временам средства - по 2,5 млн. рублей.
Танки Т-126СП
Проект своей машины, получившего индекс Т-126СП (также именовался «объект 126») и его деревянный макет завод № 174 представил на рассмотрение комиссии лишь 13.6.1940 года. Ведущим конструктором по машине был инженер Л. Троянов. Представленный вариант значительно отличался и от «объекта 211», и от ранее разработанных машин 126-1 и 126-2. Согласно проекта, бронекорпус Т-126СП изготавливался из бронелистов расположенных под рациональными углами наклона. Предлагалось два варианта корпуса ( отличия в углах наклона, и толщине бронелиста в 45 и 55 мм) и два варианта башни — из гнутых и прямых листов. Увеличение толщины на 10 мм было проведено после испытания обстрелом 45-мм бронеплит 45-мм БС, при этом ряд плит показал недостаточную стойкость.
Механик-водитель получил три прибора наблюдения. Помимо обычной механической трансмиссии, конструкторы завода № 174 предложили планетарную. Макетная комиссия генерал-майора Б. Г. Вершинина отметила ряд отступлений от утвержденных ТТТ в проекте Т-126СП: увеличение массы на две тонны, снижение брони крыши корпуса с 20 до 15 мм. Также в качестве недостатка называлась сложность обслуживания. В заключении по проекту Т-126СП комиссия записала требование увеличения подбашенного погона, использование в танке башни корпуса по первому варианту и башни по второму, новую компактную радиостанцию.
В соревновании новых вариантов танка СП («объект 211» и Т-126СП) определился лидер - завод № 174: первый корпус с башней для Т-126СП (с броней 45 мм) поступил на сборку с Ижорского завода 17 августа, и к концу месяца танк был готов. Однако летом 1940 года все силы СКБ-2, да и других отделов и цехов Кировского завода были брошены на освоение производства танка КВ и доработку конструкции последнего. В результате изготовление «объекта 211» сначала отложили, а затем и вовсе прекратили. Всего изготовлено 2 опытных танка Т-126СП. Второй имел улучшенное до 55 мм бронирование, катки с внутренней обрезинкой. Курсовой пулемет отсутствовал. Этот образец прошел только заводскую обкатку, и на испытания не поступал.
В целом, опытные образцы не произвели на военных серьезного впечатления. Так, по результатам испытаний отмечалось стесненность боевого отделения, не надежность КПП. 11.10.1940 года танки продемонстрированы С. К. Тимошенко на Карельском перешейке. Машины удачно провели заезды и преодолели без особых проблем препятствия, сильного впечатления на высокое начальство они не произвели. Опыт изготовления и испытаний (хоть и кратковременных) Т-126СП позволил получить необходимый экспериментальный и практический материал для создания танка Т-50.
Т-126СП находились на заводе № 174 до начала войны. Затем их пытались использовать для подготовки экипажей Т-50, но эта затея оказалась неудачной. Вместе с курсами обе машины были эвакуированы в Магнитогорск. Оттуда в 1942 году один Т-126СП ( бронирование 55 мм) отправили в Челябинск. Впоследствии эту машину передали НИБТ полигону, и сейчас она находится в Кубинке. Второй танк Т-126СП отправлен в утиль.
Объект Т-127
Параллельно с проектированием Т-126СП, А.И. Маркин поручил задание проработать максимально облегченный танк СП. В заводской документации он обозначался «вариант 127» или «объект 127». Работы поручили бюро № 21 завода № 174. Представленный проект танка 127 рассматривался на заводе № 174 в начале лета сорокового года. По сравнению с Т-26СП он имел значительно меньшую массу — 13 т. Корпус машины 127 был подобен корпусу Т-126СП, но имел более компактное моторное отделение (за счет использования дизеля «744») и должен был изготавливаться из бронелистов толщиной 45, 40, 20 мм. Подвеска предлагалась торсионно-балансирной, на каждом балансире крепилось по две пары катков. Всего «объект 127» имел по три тележки со сдвоенными катками и 3-мя поддерживающими роликами.
В нем использовался четырехцилиндровый дизель «744»( 210 л.с.) работы по которому велись на заводе № 185 еще с 1939 года. Проект 127 имел ряд преимуществ перед Т-126СП - меньшая масса, просторное БО, позволившее ввести в экипаж четвертого члена экипажа, более высокая скорость движения (по расчетам 36 км/ч), более удобный доступ к узлам и агрегатам. Однако хватало и недостатков - прежде всего, вызывала ряд вопросов подвеска: ведь танк опирался всего на три пары торсионов. Также не было ясности с двигателем — к лету текущего года всего два изготовленных дизеля «744», не закончивших полный цикл испытаний. А вопрос об их серийном производстве вообще не поднимался. В итоге проект все работы по данному проекту были свернуты.
Завершающий этап.
К моменту появления в «металле» первых танков Т-126СП ГАБТУ КА получило подробные данные об испытании закупленного в Германии танка Pz.III. В конструкции немецкой машины нашим военным «приглянулась» устройство многих узлов и агрегатов. Наиболее удачными решением показалось рабочее место командира экипажа, оборудованное командирским куполом с хорошим обзором, позволявшее управлять танком и наблюдать лучше, чем советские командиры танков. Как следствие в конструкцию танка СП должны были быть внесены соответствующие изменения. Требования к бронированию остались прежними - 45-мм и всеракурсная защита от 45-мм БС. Масса танка не должна была превышать 17 тонн, при условии размещения пяти членов экипажа. Однако масса танка сопровождения пехоты в 17 т казалась военным чрезмерной - машина получалась тяжелой и дорогой. Нужен был более легкий танк, который стал бы самым многочисленным в КА.
Проекты завода №174
Покамест в ГАБТУ разбирали итоги работ по Т-126СП и размышляли над уточнением характеристики нового танка СП, в конструкторских бюро шла работа. Так, КБ-21 И.С. Бушнева завода № 174 в октябре-ноябре создало три проекта танков - СП-1, СП-2 и СП-3. Вариант СП-1, имел корпус с отвесными бортами и наклонными передними листами. Двигатель В-3 размещался сзади слева по борту, справа радиатор и баки топлива. Трансмиссия располагалась в носовой части.
Проект СП-2, машина классической компоновки с задним расположением МТО. Как и СП-1, корпус имел отвесные борта, и наклонные листы впереди. Особенно любопытным стал проект СП-3,имевший довольно плотную компоновку. Для того чтобы уменьшить размеры машины, конструкторы расположили двигатель под углом оси машины.
пришлось сместить также влево. Проект СП-3 имел корпус с установкой листов под значительно большими углами наклона, схожий по схеме на корпус Т-126СП, но ассиметричный. Благодаря такому нестандартному размещению двигателя СП-3 в ходовой удалось обойтись пятью катками, а не шестью ходовая как у СП-1 и СП-2. Все проекты предусматривали 4 члена экипажа, трое из них находились в башне. Командир машины получил наблюдательную башенку по типу немецкого танка Pz.III. Башня на СП-1, СП-2 и СП-3 была единой конструкции.
Проект ВАММ.
Помимо завода № 174 свой проект танка СП разработали слушатели ВАММ имени И. Сталина. В середине осени 1940 года ими был представлен рассмотрение ГАБТУ КА макет и эскиз собственного танка сопровождения пехоты. Корпус машины с виду до некоторой степени походил на корпус немецкого Pz.III, но более широкий и короткий. Пятикатковая ходовая была из пяти основных и двух поддерживающих катков применительно к борту. Башня снабжена командирским куполом, установленной аналогично немецкому танку.
Выкладки указывали на то, что масса танка будет не менее пятнадцати тонн, при этом возможно бронирование 30—35 мм. В общем, проект обладал большим количеством недочетов, (теснота боевого отделения, сложность изготовления корпуса из гнутых бронелистов и т.п.) и после его обсуждения в ГАБТУ последующего движения не получил.
Появление танка Т-50.
Между тем, 19 ноября 1940 года Комитет Обороны при СНК СССР принял постановление № 427сс. Согласно решению, принятому Комитетом Обороны 19.11.40 года заводу Кирова и № 174 требовалось спроектировать и собрать по два образца танков СП согласно скорректированным требованиям. Сроки устанавливались достаточно жесткими, 15.01.41 года машины обязаны были поступить на испытания. Согласно этому документу, предполагалось изготовить танки массой не более 13,5-14 тонн, экипаж четыре человека. Все машины должны быть радиофицированы.
Проект зав.174.
Вероятно это первое свидетельство, в каковом появился новый индекс танка СП - Т-50. Первым представленным вариантом стал Т-50 КБ завода № 174. В его основу был положен опыт проектирования Т-126СП, а также танков СП-1/СП-3. Представленный заводом макет танка Т-50 имел черты более ранних машин - схема корпуса и ходовой в общем заимствовались у Т-126СП, а башня представляла дальнейший вариант развития проектов СП-1/СП-3. В заводских документах машина проходила как «объект 135». Т-50 фабрики № 174 рассматривался 2.12.40 года специальной комиссией. В ходе знакомства с проектом комиссия отметила ряд отклонений от ТТТ и других недостатков конструкции. Наиболее значимые были:
- Запас горючего в танке Т-50 (294 л) не обеспечивал 10—12 часов непрерывного движения.
- Смотровой прибор водителя не дает обзора обеих крыльев и полного очищения от загрязнения.
- Не предусмотрен монтаж рации 71-ТК-З.
- Пуск мотора от руки возможен только снаружи танка.
- Не спроектирована система нагрева воды и масла для запуска дизеля в зимних условиях.
- Воздухозаборник така Т-50 не защищен от попадания через него жидкости и горючей смеси внутрь корпуса.
Однако комиссия отметила, что проект танка Т-50 завода № 174 большинству ТТТ соответствует. И сочла возможным изготовить опытные образцы с обязательным исправлением замечаний. Кировцы отставали от своих «конкурентов» - их проект танка Т-50 рассматривался комиссией в промежуток с 23-28.12.1940 года. Устройство данной машины являлась развитием проекта «объект 211», созданного раньше. Особенностью своего Т-50 проектировщики Кировского завода считали уникальную систему охлаждения двигателя. Она представляла собой подковообразный радиатор, в плоскости которого размещался вентилятор.
Данная конструкция, по убеждению специалистов, получалась довольно компактной и эффективной. В трансмиссии танка предполагалось использовать коробку перемены передач с мультипликатором. Устройство корпуса немного напоминала схему корпуса КВ со срезанными бортами. Инженеры Кировского завода подразумевали возможность употребления цельнолитого корпуса или корпуса, изготавливаемого из литых деталей - это позволяло сделать дешевле изготовление машины. После рассмотрения танка Т-50 зав. Кирова, комиссия отметила, что представленный проект отвечает ТТТ, считает возможным построить 2 опытных образца. Одновременно, в конструкции Т-50 отмечалось существенное количество недочетов. К ним относили прежде всего:
- повышенные необходимые усилия на рычагах поворота и педали главного фрикциона;
- малый объем топливных баков танк Т-50;
- отсутствие подогрева в воды и части топлива в холодное время;
- не предусматривалась установка р/с 71-ТК-З и тому подобное.
Таким образом, по количеству отмеченных макетными комиссиями замечаний, Т-50 Кировского завода «опережал» своего конкурента. Оба образца опытных танков Т-50 были собраны заводом № 174 в конце декабря 1940 года, а в следующем году танки пошли в заводской пробег. Они оснащались двигателем В-4, представлявшим собой модификацию серийного дизеля В-3. После незначительных доводок и ликвидации обнаруженных недочетов, 12.01.41 года под Ленинградом начались полигонные тесты танков Т-50, продолжавшиеся до 18 февраля.
За это время пробег машин составил 2548 2316 км соответственно, а с учетом заводских испытаний - 3054 и 2928 км. Перед началом испытаний провели взвешивание одного Т-50 - его боевая масса составила 13509 кг. Дефекты конструкции и пути их исправления танка Т-50 были очевидны еще до завершения программы испытаний. В первую очередь нарекания вызывала работа трансмиссии и ходовой части, жесткость отдельных деталей корпуса, отсутствие новой башни с оговоренной установкой вооружения, работа средств связи, малый запас хода.
Часть недостатков удалось устранить еще на этапе испытаний, в частности установили баки топлива большей емкости, а также мелкозвенчатую гусеницу и усиленное ведущее колесо. Вес машины увеличился до 13778 кг. После завершения цикла испытаний комиссия пришла к выводу что в общем танк Т-50 соответствует предъявляемым ТТТ. Заводу предлагалось исправить выявленные дефекты конструкции и вновь провести ходовые испытания.
Проект зав.Кирова.
Изготовление танка Т-50 зав. Кирова значительно отставало от машин завода № 174, главным образом по причине задержки с подачей корпуса Ижорским заводом. Конечная сборка танка закончилась в конце января, и 16 февраля машина поступила на внутризаводские испытания, завершившиеся 21 марта. Всего танк прошел 850 км. Второй экземпляр Т-50, изготовление которого предусматривалось постановлением Комитета Обороны от 19 ноября 1940 года, не изготавливался - стало очевидно, что на вооружение, скорее всего, поступит Т-50 завода № 174.
Принятие на вооружение танка Т-50 завода № 174.
В результате всестороннего изучения документов по танкам Т-50 лучшим признали машину завода № 174. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16.04.1941 года этот танк поступает на вооружение КА с освоением его в производстве на заводе № 174 имени К. Ворошилова.
После того как танк Т-50 был принят на вооружение, было решено провести испытания его вооружения на артиллерийском полигоне. На протяжении 28.04 - 5.05.41 года здесь провели проверку отстрелом установки вооружения машины. Было сделано 1862 выстрела, из них 358 осколочно-фугасными, а остальные бронебойными снарядами. В ходе испытаний отмечалось, что кучность стрельбы с места бронебойными снарядами удовлетворительная, в начале, она была даже выше табличной. После 1665 выстрелов кучность упала, но учитывая количество выстрелов «следует считать полученную кучность допустимой». При стрельбе по щиту осколочно-фугасными снарядами кучность оказалась ниже табличной для 45-мм ТП, но это было отнесено «за счет весьма неоднообразных баллистических качеств этого снаряда».
При стрельбе с хода с дистанция 1000 м (курсовой угол 0 градусов) в щит попадало от 75 до 100% бронебойных и до 50% ОФ снарядов. В целом, такой результат оценивался как удовлетворительный. Прочность механизмов наведения оценивалась как удовлетворительная, усилия на маховиках подъемного и поворотного механизмов - нормальные. Артсистема продемонстрировала хорошую работу спусковых механизмов (электрического и ручного), которые были смонтированы на рукоятке подъемного механизма.
Вместе с тем отмечалась недостаточная вентиляция боевого отделения. По размещению боекомплекта отмечалось удобное расположение выстрелов к пушке и дисков к пулеметам ДТ, а также легкое их извлечение из гнезд при стрельбе. Также в ходе испытаний на артиллерийском полигоне исследовалось удобство мест экипажа. В целом размещение членов экипажа и удобство пользования вооружением и обзор с места командира было признано удобным и хорошим. Система вооружения испытание выдержала.
Что касается опытного танка Т-50 Кировского завода, то он остался в распоряжении предприятия. В августе 1941 года, при приближении немцев к Ленинграду, машину спешно укомплектовали экипажем, и она выдвинулась на позицию в районе Автово, где занимал оборону ополченческий батальон рабочих-кировцев. Однако в боях Т-50 не участвовал, и при эвакуации Кировского завода был вывезен из в Челябинск. Дальнейшая судьба танка неизвестна.
Описание конструкции танка Т-50.
Танк Т-50 имел обычную для советских машин компоновку - с отделением управления в носовой части, с боевым отделением в средней и МТО - в корме. Отделение управления занимал водитель, рабочее место которого незначительно сдвинуто от центра. Еще трое танкистов занимали боевое отделение. Заряжающий и наводчик по обе стороны орудия, и командир рядом с задней стенкой. По-над головой командира установлен командирский купол, который обеспечивал обзор в 180 градусов.
Командирский купол и функциональное разделение обязанностей, было применено впервые в истории советского танкостроения. Командир танка Т-50 мог вести наблюдение не отвлекаясь на ведение огня.
При сборке корпуса танка Т-50 применялись бронелисты 37, 30, 25, 15, 12 мм. Верхние, скуловые и лобовые листы стыковали под большими углами. По замыслу, это должно было гарантировать защиту от обстрела 37-40 мм БС. В верхнем лобовом листе прорезан люк механика-водителя, крышка которого оборудована прибором наблюдения. Также имелся запасной наблюдательный «глаз» — смотровой прибор в виде броневого шара. Машины позднего выпуска взамен «глаза» оборудованы амбразурой с броневой пробкой. Эвакуационный люк находился сзади сидения водителя.
Бронелисты крыши МТО крепили болтами, в самой крыше прорезаны воздухозабоники прямоугольной формы оборудованные сетками и жалюзи. Выброс горячего воздуха, как и выхлопных газов, происходил через щели в бортах кормовой части обустроенные над гусеницами. Данная конструкция гарантировала довольно активное охлаждение двигателя и трансмиссии. В середине крыши над мотором танка Т-50 наличествовал люк прямоугольной формы. В передней детали крыши МТО, имелись, сделаны лючки для доступа к топливным бакам и заправочным горловинам радиатора. Посередине кормового листа, был прямоугольный люк довольно больших размеров, для обслуживания трансмиссии. Люк закрывала крышка.
Для изготовления башни использовали катанные бронелисты толщиной 37-мм (маска, борта и корма) и 15 (крыша) мм. Бортовые листы стояли под углом наклона 20 (правый и левый) и 15 (кормовой) градусов. Лобовая амбразура башни прикрывалась полукруглой броневой маской. В крыше башни танка Т-50 наличествовали два входных люка, которые закрывали крышки на петлях, отверстия для перископического прицела, а также вытяжного вентилятора с броневым колпаком.
В неподвижной командирской башенке, которая изготавливалась штамповкой, имелось восемь смотровых щелей (на опытных образцах — семь) с приборами «Триплекс», закрывавшихся броневыми щитками. В крыше башенки был сделан сигнальный лючок. В заднем листе, для демонтажа орудия, прорезан специальный люк, закрывавшийся крышкой. Через этот же люк загружали боекомплект и выбрасывали гильзы. Для стрельбы на самооборону оба борта башни имели амбразуры, а также приборы наблюдения. Аналогичная амбразура располагалась и в кормовом люке башни.
Вооружение Т-50 заключалось в 45-мм ТП образца 1934 года и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Для наведения оружия использовали телескопический прицел ТОС и перископический ПТ -1. Начальная скорость БС весом 1,42 кг- 760 м/с, а 2,13 кг осколочного — 335 м/с. Дистанция прямой наводкой - 3600 м, наибольшая - 4800 м. Наведения орудия- посредством ручных приводов. Боекомплект заключался в 150 выстрелах к орудию и 4032 патрона (набитых в 64 диска) к пулеметам ДТ. Наличествовали укладки на 24 гранаты Ф-1и 7,62-мм ПП ППД с б/к в 750 патронов.
В двигательном отделении вдоль оси стоял дизель В-4 (300 л.с.) жидкостного охлаждения. Пуск дизеля посредством инерционного стартера — от электродвигателя либо вручную. Помимо этого, наличествовала система пневматического пуска. Совокупная вместимость 2-ух баков топлива, поставленных по сторонам дизеля, была 350 л. Запас хода по шоссе составлял 344 км. Для фильтрации воздуха применялся очиститель воздуха инерционно-масляного типа. С левой стороны двигателя имелись масляный бак в 30 литров, масляный фильтры, топливный фильтр, воздухоочиститель, водомасляный радиатор.
Трансмиссия танка Т-50 включала КПП обеспечивавшую четыре передачи переднего и одну заднего хода, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона и два двухрядных бортовых редуктора. Для поворота танка использовались бортовые фрикционы. Подвеска - торсионная, состояла из шести двойных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, трех поддерживающих катков и ведущего колеса заднего расположения. Гусеница танка Т-50 — мелкозвенчатая из 73 траков, литая, шириной 360 мм. Противопожарное оборудование состояло из ручного тетрахлорного огнетушителя.
Опытные танки Т-50 снабжались р/с КРСТБ с антенной, на башне. Серийные машины радиостанций не имели. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-3 на три абонента. Для коммуникации командира с водителем имелась возможность связи с использованием светосигнального устройства (цветные лампочки).
Производство.
Начало производства.
Через две недели после принятия танка Т-50 на вооружение, 30. 04.41 г., ГАБТУ КА и завод № 174 заключили договор по которому последний обязан был в течении года поставить КА 550 танков Т-50, из них 220 радийных, 230 линейных и 100 огнеметных.
Завод № 174 располагал мощностями, позволявшими в месяц производить ориентировочно 150 танков Т-26. Их максимальный выпуск пришелся на 1941 год, и был равен 1601 единиц.
В начале 1941 года выпуск Т-26 прекращен. Завод начал освоение производства Т-50, который был значительно сложнее Т-26. Для чего требовалось обновить станочный парк и реорганизовать сборочные участки. Однако работа шла медленно, а никакого производства кроме производства двигателей и запчастей для Т-26, не существовало.
В данной ситуации, управление завода №174 вышло на руководство ГАБТУ КА с просьбой продлить выпуск Т-26 из существующего задела, мотивируя это необходимостью сохранить кадры. Эта инициатива была отвергнута военными.
Завод № 174 был единым в СССР предприятием, которое выпускало только танки - другой продукции здесь не делали. Производство танка Т-50 предполагало большую кооперацию завода № 174 с другими предприятиями. Например, корпуса и башни должен был поставлять Ижорский завод, поковки и отливки — Кировский, дизели — харьковский завод № 75.
Однако на практике не обошлось без накладок. Например, первые бронекорпуса с Ижоры должны были поступить уже в апреле сорок первого года. Однако из-за задержки с утверждением чертежей заводом № 174, дело сдвинулось середине мая.
В июне сорок первого года Ижорский завод выпустил только десять комплектов брони для Т-50. Немного забегая вперед, следует сказать, постановлением СНК СССР № 155сс от 27 июня, во второй половине года план производства башен и корпусов для Т-50 на Ижорском заводе устанавливался в 690 комплектов.
Однако выполнение оказалось значительно скромнее. Так, в июле удалось сдать 37 комплектов, из которых отгрузили 35. В августе Ижорский завод изготовил 34 корпуса и 27 башен, отгрузив 36 и 29 соответственно. Дальнейшее производство в рамках программы танка Т-50 остановлено, по причине эвакуации.
В конце лета сорок первого года по данным военной приемки, Ижорский завод изготовил для Т-50 всего 74 комплекта (корпус плюс башня) и семь корпусов без башен. Однако позже, в сентябре, из накопленного задела в Ижоре собрали еще семь башен, и пять корпусов. Суммарный выпуск бронедеталей для Т-50 в Ленинграде составил 81 башню и 86 корпусов.
Что касается производства танков Т-50 непосредственно на заводе № 174, то тут также имелось большое количество проблем. Например, к 3.06.1941 года предприятие было обеспечено приспособлениями и штампами примерно на треть от запроектированного количества. Так, из 3093 разработанных приспособлений удалось изготовить 1074, из 1036 штампов - 303, из 1355 единиц специального режущего и вспомогательного инструмента - 862.
К 2 июля на заводе находилось окончательно собранных: четыре маски пушки, по пять комплектов КПП, бортовых и главных фрикционов, поворотных механизмов башни, шесть направляющих колес, по семь бортовых редукторов, ведущих колес и деталей подвески и девять подъемных механизмов к орудию. Таким образом, при самом лучшем раскладе завод мог собрать к 1 июля не более пяти Т-50.
Ситуация усугублялась проблемой с производством смотровых приборов. Так, по заявлению начальника цеха, выпускающего эти приборы, первые из них могли быть готовы не ранее 12-13 июля. Поэтому руководство завода начало переговоры с представителями заказчика о том, чтобы для ускорения сдачи машин ограничиться только смотровыми щелями, без приборов. Однако военные на это не соглашались.
В течение июля положение с выпуском Т-50 начало меняться, но не очень кардинально. Так, 29.07.41 года ГАБТУ получило донесение о ходе производства этих танков Т-50. Сообщалось, что завод имел проблемы с обеспечением оснасткой, приспособлениями и специальным инструментом, необходимым для танка Т-50. Например, из 3479 приспособлений изготовлено 1321, из 1166 необходимых штампов — 334, из 3301 единицы специального режущего и вспомогательного инструмента-767.
На 29 июля на предприятии имелось в наличии 60 коробок перемены передач, 125 наружных и столько же внутренних барабанов бортового фрикциона, 90 направляющих и 125 ведущих колес, 80 опорных катков. 30 комплектов гусениц, 140 башенных пагонов, 125 масок пушек, 35 бронекорпусов, 30 башен и 22 двигателя В-4.
О проблеме с моторами военпред также сообщал в своем докладе:
«Вопрос своевременного получения моторов начинает являться основным, и может послужить причиной выпуска машин в целом, так как после установки мотора (несмотря на наличие готовых агрегатов) тратиться еще очень много времени на сборку, проверку и сдачу машины».
В ходе организации производства в их конструкцию вносились изменения, призванные ускорить их производство. Это было связано, с отсутствием тех или иных деталей и узлов.
В начале июля было решено - ставить в Т-50 смотровой прибор в люке механика-водителя вместе с прибором дублером («глазом»). Боковые приборы в скуловых листах не устанавливались из-за «отсутствия корпусов смотровых приборов, поставляемых с Ижорского завода». Отверстия под них закрывались съемными броневыми заглушками.
В командирской башенке вместо восьми оставили только шесть, «расположенных симметрично оси башни». Так же Т-50 не оборудовались радиостанциями и ТПУ-3 из-за их недоступности. Предполагалось, что с нормализацией поставок приборы и средства связи будут смонтированы на машинах, но этого не произошло.
Всего же за июль представители заказчика завода № 174 приняла 15 танков, из которых 14 машин были отгружены в войска. 1 августа о ситуации с выпуском Т-50 старший военпред доносил в ГАБТУ КА следующее:
«Сообщаю, что завод августовскую программу по танкам Т-50 выполнить сможет при том условии, если ему будет оказана производственная помощь в отношении изготовления приспособлений, инструментов и штампов.»
Пять дней спустя он вновь сообщает: «Выпуск новых машин в августе месяце проходит очень плохо. Из начатых сборкой в августе месяце сдана только одна машина. Надеюсь, что к 10 августа будет выпущено 10 единиц».
Производство танка Т-50 в эвакуации.
17.08.41 года последовало постановление ГКО об эвакуации завода № 174. В результате, производство танков Т-50, толком еще не налаженное, пришлось свернуть. За нескольких дней в спешном порядке были «доведены» находившиеся на сборке машины - те, которые можно было быстро закончить. Весть остальной задел по Т-50 (корпуса, башни, двигатели, элементы подвески, трансмиссии и т.п.) погрузили в эшелоны и вывезли в Челябинск, куда эвакуировался завод № 174.
В объяснительной записке о выпуске танков за август 1941 года, направленной в ГАБТУ КА, говорилось:
«Завод № 174 должен был сдать 70 танков Т-50, сдал только 21 Т-50 и 55 Т-26. Причина невыполнения — чрезвычайно медленное освоение производства, отставание механического цеха. Сейчас завод № 174 производство танков прекратил и эвакуируется».
Еще 14 Т-50 были переданы войскам в начале сентября - они были собраны в августе, но приняты в следующем месяце. Общий выпуск Т-50 в Ленинграде составил 50 машин.
Следует сказать, что за 1941 год на базе Т-50, как будущего основного танка КА, планировалось разработать ряд специальных машин. Среди них числился танк-тральщик, огнеметный танк, приспособления для сброса зарядов ВВ. Однако с началом войны все эти работы прекратили.
После начала войны правительство СССР стало принимать срочные меры к увеличению производства. Так, появилось постановление СНК по которому выпуск Т-50 на заводе № 174 до конца года увеличивался с 550 до 620 машин. Производство танков Т-50 намечалось организовать на заводе № 37.
Это предприятие выпускало легкие танки Т-40, причем с большим трудом (до этого здесь производили амфибии Т-37/Т-38). На освоение Т-50 отводилось всего три месяца - до 1 октября.
Однако руководство завода № 37, ознакомившись с техдокументацией по новой машине, мягко говоря, испытало шок — производственные предприятия не позволяли организовать выпуск Т-50 даже в трехмесячный срок. Тем не менее, подготовка к выпуску Т-50 в Москве началась.
Поэтому же постановлению фабрика имени С.Орджоникидзе в подмосковном Подольске обязывали освоить выпуск бронедеталей для Т-50 (это предприятие поставляло заводу № 37 корпуса Т-40). Сроки устанавливались следующие: в ноябре — пять, в декабре — 15 и к 1.02.42 года выйти на мощность 200 корпусов в месяц.
Однако руководство завода № 37 не радовала перспектива освоения сложного в производстве танка. Чтобы выйти из положения, главный конструктор Н.А. Астров вместе с военпредом В.П. Окуневым направили письмо И. Сталину с предложением выпускать на базе плавающего Т-40 сухопутный вариант с несколько утолщенной броней и упрощенным корпусом. Предложение оперативно рассмотрено руководством Советского Союза.
Предложение сочли разумным, и уже 17 июля 1941 года вышло постановление ГКО о выпуске легких неплавающих танков на заводе № 37. Таким образом, попытка наладить строительство Т-50 в Москве не удалась.
Начиная с 17.08.41 года завод № 174 начал эвакуацию. Согласно плану эвакуации, утвержденного еще 11 июля, оборудование вывозилось на территорию ЧТЗ. Первые эшелоны завода № 174 стали прибывать на место в последней декаде августа - они разгружались на территории ЧТЗ, под установку оборудования были переданы здания фабрично-заводского училища № 5.
Еще во время передвижений предприятия из города в город, начальник ГАБТУ Я. Федоренко направил секретарю ЦК ВКП (б) Г.Маленкову и наркому среднего машиностроения В.Малышеву письмо. В письме была он положительно характеризировал танк Т-50, который он предлагал сделать самым массовым танком КА, для чего организовать его производство не менее 500 штук до конца сорок первого года. Данное предложение нашло свою поддержку и было завизировано И.Сталиным.
Завод № 174 из Челябинска начал перебрасываться в Чкалов (ныне Оренбург), где его разместили на территории Чкаловского паровозоремонтного завода. В сентябре-октябре 1941 года шло восстановление предприятия на новом месте. Параллельно с установкой оборудования и организацией цехов, шла необходимая работа по организации изготовление танков Т-50.
В приведенном выше постановлении упоминается производство бронекорпусов для Т-50 на базе Саратовского вагоно-ремонтного завода. Еще в сентябре часть инженерно-технического состава и рабочих Ижорского завода откомандировали в Саратов для организации здесь бронекорпусного производства для танков Т-50.
Однако выделенный для этого вагоноремонтный завод был совершенно не приспособлен, и прежде чем начать выпуск продукции пришлось провести немалую работу по перестройки цехов. Новое предприятие получило обозначение - завод № 180 наркомата танковой промышленности. Утвержденным планом предполагалось изготовить в ноябре 10 и в декабре - 40 комплектов бронедеталей для Т-50.
Однако с организацией бронекорпусов в Саратове появились трудности, связанные с вывозом из Ленинграда, оказавшегося в блокадном кольце, оборудования с Ижоры. Для исправления ситуации, на завод стало поступать еще не смонтированное оборудования других эвакуированных заводов.
Однако первые корпуса с башнями предприятие смогло дать лишь во второй половине декабря, и до конца 1941 года изготовило 48 комплектов. Еще 22 сдали в январе 1942-го, после чего выпуск корпусов и башен Т-50 на заводе № 180 прекратили. Таким образом, всего в Саратове изготовили 77 комплектов бронеделателей для танка Т-50...
Между тем, 13.10.41 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 794сс, «О строительстве заводов легких танков и завода танковых дизелей». Необходимо было построить два завода по производству легких танков Т-50 в городах Курган и Барнаул со сроком сдачи 1.07.42 года. Мощности завода -15 танков в сутки.
Как видно, правительство СССР подразумевало значительное наращивание производства танков Т-50. Видимо эта машина еще виделась самой массовой для Красной Армии, как это планировалось в предвоенное время. А пока должны были строиться заводы в Барнауле и Кургане, выпуск Т-50 возлагался на эвакуированный в Чкалов завод № 174.
Так, 13.10.41 года он принял из наркомата танковой промышленности утвержденную программу на 4-й квартал — 25 Т-50, которые подлежали сдаче в декабре. Но уже вскоре программа была увеличено до 50 машин (10 в ноябре и 40 в декабре), а приказом НКТП № 27 от 17 ноября план декабря вырос до 100 танков.
Чтобы увеличить выпуск Т-50, было принято решение создать еще одно предприятие в помощь заводу № 174. Постановлением ГКО от № 899 сс от 14.11.41 года, эвакуировавшийся на территорию Омского паровозо-вагоноремонтного завода Ворошиловградский паровозостроительный завод объединялись в один. Новое предприятие, ставшее заводом № 173, передавалось в наркомат танковой промышленности с задачей организации выпуска танков Т-50. Предприятие начало свое юридическое существование с 1.12.41 года. Правда, выпуск танков планировалось начать в I квартале следующего года.
Между тем, в конце ноября завод № 174 в Чкалове с большими трудностями приступил к сборке первых серийных Т-50 на новом месте. Для этого, главным образом, использовался задел деталей, привезенных с собой из Ленинграда. 20 декабря 1941 года старший военпред на заводе № 174 Гневашев докладывал директору предприятия Кацнельсону о проблемах выпуска первых машин.
Отмечались проблемы запуска двигателя В-4 в условиях зимы, необходимость установки обогревателя, облегчающего запуск, проектирование которого ведется неудовлетворительными темпами. Сборка танка проводится часто с использованием некондиционных деталей, что приводит к авариям во время заводских тестов, но все равно существует опасность попадания танков с дефектными узлами в КА.
На 22.12.41 года завод № 174 в Чкалове состоял из 22 цехов, основными из них, занятыми производством Т-50 - 11, а остальные были вспомогательными или специальными (например, цеха № 17 и 18 выпускали боеприпасы). На предприятие прибыло 1449 единиц оборудования, из которого было подключено и сдано в эксплуатацию 1138.
Изготовление Т-50 велось в сборочном цеху № 4 площадью 1700 м2, что обеспечивало сборку 60-70 танков в месяц. Из-за переезда предприятия, на заводе не удалось наладить нормального учета необходимой для выпуска танка производственной оснастки.
В результате эвакуации часть оснастки оказалась потерянной, «а какое количество оснастки утеряно еще не выяснено, так как например инструментальный отдел считает, что приспособлений завезено в Чкалов 1314, а по переписи, проведенной в цехах, числится около 1000 приспособлений».
Между тем, руководство ГАБТУ КА было озабочено положением дел с выпуском двигателей В-4 для танков Т-50. Ведь ожидалось, что с начала 1942 года танки будут производиться на двух заводах № 173 и 174, но заводы не имели своего дизельного производства. Единственный на тот момент поставщик дизель-моторов - Челябинский Кировский завод - не мог обеспечить своего производства, не говоря уже об отгрузках «на сторону».
А дизельный завод в Барнауле должен был вступить в строй лишь через полгода. Чтобы решить проблему с производством дизелей для Т-50, ГАБТУ КА вышло с предложением: выделить для этого 10-й отдел Горьковского автозавода (он занимался ремонтом двигателей М-17 для танков Т-34), немедленно переведя его на выпуск В-4. А после запуска завода в Барнауле. Однако решение проблемы не удалось найти.
Следует сказать, что с октября 1941 года, одновременно с организацией выпуска Т-50 в Чкалове, инженеры завода № 174 вели большую работу по упрощению и улучшению конструкции машины. Так, вместо башни с гнутыми бортами в производство вводилась сварная башня из плоских листов (по типу башни опытных танков Т-126СП) без командирской башенки. В документах такая башня именовалась «граненой». Ее чертежи передали заводу № 180 в Саратове 19.11.41 года, но нет сведений, подтверждающих изготовление таких башен. Была упрощена и конструкция корпуса: в нем ликвидировали установку смотровых приборов в скуловых листах, а также изменили схему соединения ряда бронелистов между собой.
Также в конструкции Т-50 стали применять усиленные опорные катки с добавочными ребрами жесткости. На поддерживающих роликах исчез резиновый бандаж — они стали цельнометаллическими. Кроме того, в люке механика-водителя демонтировали дополнительный смотровой прибор («глаз») - теперь вместо него вводилась броневая пробка. А на крыше моторного отделения, над отверстиями для забора охлаждающего двигатель воздуха установили защитные кожухи.
Несмотря на ряд мер, принятых в декабре 1941 года, завод № 174 так и не сумел выполнить программу по Т-50, «спущенную» ему наркоматом танковой промышленности. До конца 1941 года он сумел изготовить и сдать военпредам лишь 10 новых танков.
Завершение производства.
6.01.42 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 1114сс «О танках Т-50», в котором требовалось прекратить выпуск этих машин.
Тем же постановлением ГКО завод № 174 переключался на производство узлов для танка КВ. Подготовка к выпуску новой продукции началась с января 1942 года. Параллельно шла доделка и сдача последних Т-50. В январе - феврале завод № 174 сдал представителям военной приемки 15 новых машин и две капитально отремонтированные, прибывшие с фронта. Общий выпуск танков Т-50 в Чкалове составил 25 танков. Еще трем машинам, доставленным из Действующей Армии, был проведен капитальный ремонт. Всего в 1941-1942 годах завод № 174 изготовил 75 серийных танков Т-50 и два опытных образца.
По постановлению ГКО от 6.01.41 года завод № 174 переключался на производство узлов для танка КВ. Тем же постановлением упоминаемый выше завод № 173 в Омске, который так приступил к выпуску Т-50, получил новое задание - организовать производство узлов и деталей к танку Т-34, с параллельной подготовкой к его серийному выпуску. А 7.03.42 года постановлением ГКО № 1880 завод № 173 объединялся с заводом № 174 (соответственно последний переезжал из Чкалова в Омск). За объединенным предприятием закрепили № 174, и оно приступало к подготовке производства Т-34.
Руководство завода № 174 и главный конструктор С.А. Гинзбург пытались отстоять серийное производство своей машины. Они писали письма руководству наркомтанкпрома, ГАБТУ КА, в Государственный Комитет Обороны, приводя различные аргументы в пользу Т-50. Однако все это не изменило решений, принятых "наверху". В результате, вопрос о производстве танка Т-50 был закрыт окончательно. Характеристики танков Т-126СП и Т-50 .
Тактико-технические характеристики танков Т-50 и Т-126СП.
Т-126СП
Т-50 завода № 174 (серийный)
Т-50 Кировского завода
Боевая масса, т
16,9
14
13,8
Экипаж, чел.
4
4
4
Длина с пушкой вперед, мм
4700
5200
5400
Ширина, мм
2765
2470
2200
Высота, мм
2330
2165
2250
Клиренс, мм
380
352
400
Пушка, калибр, мм х марка
45 х обр. 1934 года
45 х обр. 1934 года
45 х обр. 1934 года
Боекомплект, выстрелов, шт.
150
150
150
Пулеметы х количество — калибр, мм х тип
2 х ДС х 7,62
2 х ДТ х 7,62
2 х ДТ х 7,62
Боекомплект, патронов, шт.
4250
4032
4095
Бронирование, мм:
Верхний передний лист корпуса
45
37
37
Нижний передний лист корпуса
45
37
37
Борт корпуса
45-40
37
37
Корма корпуса
30
37
37
Крыша корпуса
15
15
15
Днище корпуса
15
12-15
15
Лоб башни
45
37
37
Борт башни
45
37
37
Корма башни
45
37
37
Крыша башни
15
15
15
Максимальная скорость, км/ч
35
52
64
Запас хода, км
270
345
330
Удельное давление на грунт, кгс/см2
0,6
0,57
0,6
Максимальный угол подъема, град.
45
40
45
Максимальный угол крена, град.
30
30
30
Ров, м
2,1
2,2
2
Стенка, м
0,9
0,7
0,7
Брод, м
1
1
1,1
Двигатель, марка х мощность, л.с.
В-3 х 250
В-4х300
В-4 х 300
Емкость топливных баков, л.
350
350
300
Коробка перемены передач, тип
Механическая, четы-
Механическая, четы-
Механическая, с де-
рехступенчатая
рехступенчатая
мультипликатором
Число передач, вперед+назад
4+1
4+1
8+1
Механизм поворота, тип
Бортовые фрикционы
Бортовые фрикционы
Бортовые фрикционы
Подвеска, тип
Торсионная
Торсионная
Торсионная
Радиостанция, марка
71-ТК-З
На серийных танках не устанавливалась
КРСТБ
Танковое переговорное устройство, марка
ТПУ-2
На серийных танках не устанавливалась
ТПУ-3