log in

Танк Т-70

Танк Т-70 , 1942 г. выпуск ГАЗ

Т-70 - легкий советский танк времен Второй мировой войны. Разработка конструкторов ГАЗа под руководством Н.А. Астрова. Впоследствии модернизирован и получил индекс Т-70М. Второй по объему выпуска отечественной промышленностью танк после Т-34. Послужил базой для постройки СУ-76. Помимо  Совеских армии, некоторое количество машин передано Войску Польскому  и Чехословацкой армии.

Основания появления танка Т-70.

Танк Т-70, 1944 г. Производство легких танков Т-60 являлось вынужденной, хоти и необходимой для компенсации больших потерь танков. Характеристики танка Т-60 были вполне удовлетворительны для разведывательных машин, но все же недостаточными для легкого танка. Слабыми местами танка была броневая защита, вооружение. Существенным недостатком считалось недостаточная численность членов экипажа.

Более простые пути улучшения боевых характеристик машины путем экранирования или попытками улучшить вооружения приводили к росту массы, а отсутствие двигателя необходимой мощности обрекли попытки пойти простым путем на провал.

Этап создания.

В начале осени сорок первого Н. Астров отправил в ГАБТУ первоначальные расчеты относительно выпуска на основе Т-60, танка улучшенного бронирования, с более мощной пушкой. Двигательная установка танка должна была состоять из двух соединенных последовательно моторов.

Идея заинтересовала военных, и 15.09.1941 г. Астров поставил свою подпись под проектом спаренного моторного агрегата. В конце октября появился пилотный образец двигателя ГАЗ-203 развивавшего максимальную мощность 135 л.с.

Двигатель  танка Т-70Новый моторный агрегат вопреки возросшим габаритам и весу, получилось плотно вписать рядом с правым бортом. Хотя для компенсации увеличившейся длинны и перегруженности ходовой вследствие возросшего до девяти тонн веса, в ходовую увеличили на один каток.
Помимо этого пришлось усилить торсионную подвеску задних и передних катков.  Сварной бронекорпус и литая башня по проекту Дедкова были закончены только к концу календарного года. Одновременно с литой башней был разработан проект сварной башни граненной, сужающейся к верху формы из бронелиста 30-35 мм. 

Опытный танк Т-70К окончательной сборке танка Т-70 (зав.индекс ГАЗ-70) приступили в начале января 1942 г. Сборка танка шла трудно, сроки сдачи машины заводом сорваны, невзирая на надзор за ходом работ со стороны высшего руководства. 
Сборку танка удалось завершить в середине февраля месяца текущего года. По завершении чего машина отправлена демонстрации в столицу. Бронирование опытной машины не отличалось от такового Т-60. С виду он был сильно похож на своего предшественника, однако более пропорциональной формы.

20.02.42 г. танк отправили на испытания, которые завершились вполне удовлетворительно, хотя и не без поломок. Спустя два дня танк был представлен для ознакомления в ГАБТУ. Машина в целом благоприятного впечатления не произвела. Главными недостатками комиссия посчитала:

  • слабое бронирование, на уровне Т-60;
  • неудобство работы с оружием;
  • один человек в башне;
  • плохая проходимость танка Т-70 по глубокому снегу.

Танк Т-70 выдвигается на  фронтМашина вышла значительно дороже прежней, но по своим боевым характеристикам его практически не превосходила.
Так что Астрову пришлось внести в конструкцию серьезные изменения. Реализую запас мощности двигательной установки, Астров несколько увеличил размеры башни и усилил бронирование лба корпуса до 35-45 мм, а так же уширил траки.
После прохождения танком испытаний, ему присвоили армейский индекс Т-70 и распоряжением ГКО приняли на вооружение, c условием устранения выявленных недостатков.

Производство Т-70.

На этапе освоения в производстве танка Т-70, заводчане столкнулось с массой трудностей, подчас трудноразрешимых. Для танков требовало в два раза больше дефицитных моторов, таких как что стояли на Т-60, в результате чего производство стало испытывать трудности в исполнении правительственного заказа.

Танк Т-70, 1943 годЛитье башен в серии освоить не удалось. Снарядостойкость башни оказалась недостаточной даже по отношению даже к снарядам калибра 20 мм. Механическое усиление бронирования башни, требовало перепроектировать кокиль. Производящих мощностей для литья башни не было. Как следствие в серию пошла сварная башня. Производственный план на апрель сорок второго года исполнил только лишь ГАЗ, который собрал пятьдесят машин. Завод № 38 отчитался всего за семь танков, на плановую мощность предприятие вышло только в июне.

Даже в последствии производство Т-70 в Кирове никогда не смогло достичь уровня ГАЗ, ставшего де-факто главным производителем этих машин. Восемьдесят процентов всех танков Т-70 собранных в стране изготовлены именно в Горьком заводом ГАЗ.

Положение на заводе №37 сложилось еще более скверно. На этом предприятии освоить в производстве танки Т-70 не получилось вовсе. После эвакуации из Москвы в Свердловск, завод так и продолжил сборку Т-60, головным производителем которого он являлся.

Первоначально, решением правительства, на предприятии начиная июля месяца 1942 г., производство Т-60 должно было быть завершено и уже этом же месяце цеха должны были покинуть первые 25 танков Т-70. Но вскоре было принято решение, включить этот завод в состав Уралмашзавода, после чего танковое производство должно было прекращено, а задел отправлен заводу №38. Всего же завод №37 успел выпустить 10 машин этого типа.

Модернизация.

Танк Т-70 с двухместной  башнейОдним наиболее важных недостатков легко танка Т-70 считалась перегрузка командира танка функциональными обязанностями. ГКО категорически настаивал на увеличении до трех человек экипаж танка еще на этапе рассмотрения вопроса о принятии его на вооружение. В соотсветсвиии с планами трех местный вариант необходимо было освоить уже во втором полугодии. В апреле-мае был окончательно завершен и утвержден эскизный проект танка Т-70 с увеличенной башней, в следующем месяце начались работы по изготовлению рабочих чертежей.

На этапе проектирования, стало очевидным, что танк с тремя членами экипажа будет превосходить своего предшественника по весу минимум на полторы тонны. Что бы выяснить как будет вести себя ходовая в этом случае и насколько танк потеряет в маневренности, валовый танк Т-70 догрузили до одиннадцати с половиной тонн.

В процессе испытаний пробегом ходовая часть показала себя слабой для такого веса - бандажи опорных катков быстро изнашивались, лопались траки и торсионы. Двигатель показал себя недостаточно мощным для танка такого веса, КПП, а также бортовые редукторы постоянно выходили из строя.

Для исправления обнаруженных недочетов КБ ГАЗа ввело в конструкцию Т-70 следующие улучшения:

  • усилены стояночные тормоза;
  • упрочнена рама двигателя;
  • увеличена как ширина, так и шаг траков, сокращено на 11 штук их количество;
  • диаметр всех торсионов увеличен;
  • увеличена ширина опорных катков танка Т-70, усилены поддерживающие катки.

Помимо перечисленного, начаты работы по разработке основе ГАЗ-203 мотора большей мощности.

Опытный образец модернизированного танка закончен 27.09.42 г.
Общая компоновка изменения почти не претерпела. Машина получила башню вмещавшую двух членов экипажа, для чего установлен подбашенный лист под погон большего диаметра.

Испытания Т-70М, 1942 гВ башне оборудованы места для командира и заряжающего, пулемет перемещен вправо и обслуживался заряжающим, который также выполнял функции радиста. От оснащения Т-70 командирской башенкой пришлось отказаться ввиду дефицита приборов наблюдения, вместо нее установили поворотную панораму. Борта башни имели пистолетные порты.

Бронелисты башни усилением дл 35 мм, броня высокой твердости. Бронезащита корпуса - 35 мм, подбашенного листа корпуса - до 20мм. Маска башни изменена ввиду перемещения спаренного пулемета направо.

Параллельно с созданием нового танка были собраны шесть форсированных двигателей ГА3-203Ф(мощность 170л.с), позднее более известных под индексом как М-80. Новый двигатель сохранил взаимозаменяемость с прежним ГАЗ-203 и в перспективе мог устанавливаться на Т-70 требующих ремонта.

После испытаний прошедших в конце сентябре – октябре модифицированный танк Т-70 принят на вооружение с условием устранения выявленных недостатков.    

В то время, когда танк проходил испытания от лица наркома среднего машиностроения (ГАЗ единственный из производителей танков входил в его состав) поступило предложение - внедрить изменения в конструкции Т-70 с новой башней в серийные Т-70.
Что позволило бы по завершении испытаний двух местной башни, сразу начать выпуск промежуточной версии. Основные улучшения конструкции предполагались следующие:

  • вес танка в 9,8-10,1 тонн, против 9,2-9,6 тонн серийного Т-70;
  • торсионы увеличенного до 35 мм диаметра;
  • трак увеличенной до 300 мм ширины.

Предложение было принято, танк получивший армейский индекс Т-70М поступил в производство в начале октября сорок второго года в Горьком и в следующем месяце на заводе №38.

Модификация Т-70 с тремя членами экипажа и двух местной башней в производство не поступила.

Последний год производства.

Местная  жительница рялом с Т 70Необходимо заметить, что первые Т-70М обнаружили множество проблем, сопряженных с отсутствием взаимозаменяемости ходовой Т-70М и Т-70, что весма осложняло ремонт техники в войсках и нормальную ее эксплуатацию.
Обстановка столь накалилась, что в адрес НКТП пришло указание Сталина в срочно разобраться с проблемой, когда в армию поступают два вида одного танка различные между собой по конструкции.

Для исправления ситуации тех.управлением НКТП было принято следующее решение - ввиду невозможности доработать танки Т-70 до Т-70М непосредственно в войсках:
учитывая планы по организации производства Т-70М, танки Т-70 и Т-60 из боевых подразделениях изымать и использовать для обучения до полного износа;
производство Т-70 прекратить. 

  • Корма танка Т-70
  • Вид  справо Т-70
  • Вид спереди Т-70
  • Вид слево Т-70
  • Кормовая часть Т-70
  • Башня Т-70

Невзирая на принятое решение, Т-70 все еще оставалась в войсках вплоть до зимы 1943-1944гг., поэтому проблему таким образом преодолеть не удалось. Впрочем, это была не единственная проблема. При совместном использовании танки Т-70М застревали и вязли там, где проходили более легкие Т-70. Подвижность и удельное давление на грунт модифицированной версии было меньше и хуже, чем у своего предшественника, хотя они были более надежными и менее склонными к поломкам.

В конце декабря месяца 1942 г. постановлением ГКО заводу № 38 предписывалось свернуть производство Т-70М и целиком
перейти на производство СУ-76. ГАЗ стал последним предприятием выпускающим легкие танки. Но если выпуск легких танков в первой половине сорок третьего протекал по плану, то во второй половине производство в значительной мере было затруднено восстановительными работами после налетов немецкой авиации 5-14 июля.  

ТТХ танка Т-70 .

Производство  танка Т-70.
1942 г.
Завод изготовитель. 01 02 03 04 04 06 07 08 09 10 11 12 Всего.
ГАЗ, г.Горький       50 260 350 450 500 555 500 520 510 3495
№38, г.Киров       5 51 147 153 193 226 235 200 200 1378
№37, Свердловск             10           10
Всего       53 311 467 613 693 781 735 520 710 4883
1943 г.
ГАЗ, г.Горький 300 400 500 500 325 128 260 360 365 209 1   3348
Итого.  300 400 500 553 326 595 873 1053 1146 944 521 710 8231

Ущерб был весьма существенен, завод только оборудования потерял более половины. Полностью был прекращен выпуск броневиков БА-64 и грузовых автомобилей. Танковое производство, несмотря на трудности, продолжалось. В августе выпуск танков превысил майский. Но в конце августа, решением правительства завод полностью переводился на выпуск СУ-76М, для чего производство Т-70М следовало прекратить. На протяжении следующих двух месяцев и вплоть до первых чисел декабря завод сдал последние шестьсот танков Т-70М из имевшегося задела.

Добавить комментарий