Танк КВ-1
- Published in Танки Второй мировой войны

Качественный и количественный рост противотанковой и легкой полевой артиллерии, тенденция насыщения современных армий противотанковыми средствами привел командование Красной Армии к мысли, что тяжелый танк прорыва Т-35 не соответствует требованиям, предъявляемым к машинам этого класса. Наибольшие сомнения относились к броневой защите танка. Ответом на изменившиеся условия ведения боя стало создание тяжелых танков КВ – наиболее мощных танков начала Второй мировой войны.
Тяжелый танк КВ-1. Рождение тяжеловеса.
Вначале проектные работы над проектами новых машин тяжелого класса проходили в пределах концепции многобашенного танка. Ситуация изменилась после прибытия в КБ зав. Кирова, занимавшегося в ту пору проектированием двух башенного тяжелого танка СМК, группы выпускников ВААМ им. Сталина для прохождения преддипломной практики.
Им и поручили проектирование тяжелого однобашенного танка прорыва, с вооружением аналогичным СМК, но меньшей массы. Руководителями дипломного проекта назначили А. Еромолаева и Л.Сычова. Под их общим руководством дипломники выполнили проект на достаточно высоком уровне. Это дало возможность директору завода на собрании Комитета Обороны, предложить изготовить опытный образец однобашенного танка для испытаний.
Предложение И.Зальцмана поддержали и 27.02.39 г., Комитет Обороны утвердил ТТХ на новый однобашенный тяжелый танк. Отказ от двухбашенной схемы позволил сократить общую длину танка, а за счет высвободившегося резерва массы, увеличить его бронирование до семидесяти пяти миллиметров, что позволило его сделать неуязвимым для 75-мм БС.
Новому танку присвоили индекс КВ (Клим Ворошилова).
Силовую установку тяжелого танка КВ проектировали в вариантах с использованием дизеля В-2Ф (600 л.с.) и М-17Ф карбюраторного двигателя мощностью в 660 л.с. Было предусмотрено и два экземпляра коробки перемены передач. Планетарная КПП по типу установленной в легком танке «Шкода» (узлы и механизмы которого несанкционированно удалось изучить при его показе в СССР) и обычная, по типу КПП танка Т-28.
Вооружение - 76-мм и 45-мм пушки, крупнокалиберный пулемет ДК и два ДТ винтовочного калибра. Ответственным за проект назначен Н.Духов. На этапе проектирования от установки карбюраторного двигателя и планетарной ККП решено было отказаться. Также отказались от установки в башне крупнокалиберного пулемета.
Опытный образец танка КВ закончен 31 августа 1939г., и в сентябре танк поступил на внутризаводские испытания. После ликвидации обнаруженных изъянов конструкции, 5 сентября тяжелый танк КВ отправился в Кубинку, где участвовал в совместном показе образцов военной техники.
После возращения на завод, начался второй этап внутризаводских испытаний. На конец 1939 г., пробег КВ составил 485км, из них по шоссе -230 км и 125 км по проселку. В процессе испытаний выявлено 20 различных дефектов двигателя и трансмиссии. Сразу после начала Финской войны, опытный образец тяжелого танка КВ направлен для фронтовых испытаний в составе тяжелой танковой роты. Помимо КВ в состав роты вошли опытные машины СМК и Т-100. Финская ПТА не смогла совладать с броней КВ. На следующий после боевого крещения день, предсовнаркома В.Молотов поставил подпись под распоряжением Комитета Обороны, согласно которому КВ официально принимался на вооружение.
Тяжелый танк KВ-2.
С началом Финской компании изготовлен образец тяжелого артиллерийского танка прорыва. Основным назначением нового танка было качественное артиллерийское усиление танковых частей действующих на направлении прорыва. Позднее танку присвоили индекс КВ-2. Данная модификация отражала взгляды начальника АБТУ Павлова. По его мнению, существовала необходимость вооружения части средних и тяжелых танков 122-152-мм гаубицами либо 107-мм ТП. Хотя ранее прорабатывался проект вооружения танка КВ 122-мм гаубицей, злободневным был вопрос борьбы с финской долговременной фортификацией.
Единственными из имевшихся гаубиц, с бетонобойным снарядом в боекомплекте, были 152-м гаубицы. Для установки артиллерийского орудия такого калибра штатная оказалась слишком малой. Поэтому группа конструкторов, ранее занимавшаяся установкой 122-мм гаубицы в родную башню, поспешно приступила к проектированию увеличенной башни под установку 152-мм гаубицы обр. 1938г. В результате, еще до окончания финского конфликта четыре танка отправились на фронт, но проверить свое оружие им довелось только по брошенным противником ДОТ.
Дорога в серийное производство.
Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.
Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.
Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.
Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.
Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.
Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.
В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.
СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.
Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.
В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.
Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил:
- 139 танков КВ-1;
- 104 тяжелых танка КВ-2.
Производство танка КВ в первый военный год.
План выпуска танков на 1941г. предусматривал дальнейшее увеличение числа тяжелых танков в РККА. В текущем году требовалось довести их количество до тысячи. Ясно, что подобные планы требовали расширения производственных мощностей. Поэтому находящийся неподалеку от завода им. Молотова был подчинен Кировскому заводу. Что позволило задействовать несколько новых цехов, перестроить и реорганизовать несколько старых.
Немаловажным резервом повышения производительности труда служило и дальнейшее упрощение конструкции. Наиболее трудоемкими были трансмиссия и двигатель.
Одной из первых проблем требующих решения, стало вооружение танка. На смену пушке Л-11, должно было прийти конструктивно более простое Ф-32. Кировский завод не проявлял интереса в освоении производства «чужого» орудия вместо своего – Л-11. Поэтому постарался спустить на тормозах решение об освоении нового орудия, потихоньку упрощая Л-11.
Планом на 1941г. предусматривалось увеличение мощности танкового вооружения, в свете которого для танка КВ посчитали необходимым сконструировать 76-мм орудие улучшенной баллистики, под выстрел зенитной пушки. Такое орудие было разработано в 1940г. и весной следующего года прошло цикл испытаний на полигоне.
По результатам проверок был сделан вывод, что длина самого орудия чрезмерна, а более длинный выстрел зенитной пушки делает манипуляции им внутри башни затруднительными и посчитали, что новое орудие, если и дает какие-то преимущества, то не столь значительные.
Помимо этого в планах по улучшению тяжелого танка был предусмотрен переход на производство новой машины по типу КВ-1, с усиленной до 90 см бронезащитой, командирской башенкой, улучшенными бортовыми передачами и планетарной трансмиссией. Этой модификации известна как Т-222 или «Объект 222».
В связи с планами перехода на производство КВ-3, работы над модернизацией и улучшением конструкции существующего танка были приостановлены. Танк КВ вступил в бой почти в том виде, каким он был в момент принятия на вооружение.
Челябинский тракторный завод, на котором планировали равернуть производство КВ, из-за разного рода организационных проволочек свой первый танк КВ смог выпустить только в феврале 1941 года и началу войны его цеха покинули только 133 танка.
К началу Великой отечественной войны Кировский завод успел изготовить 632 танков КВ-1 и КВ-2. А согласно утвержденным штатам для вновь формируемых механизированных корпусов требовалось изготовить не менее 3600 тяжелых танков. А общее количество танков, необходимых для укомплектования штатных потребностей РККА – более 30000 машин.
Сразу после начала войны вышел приказ по Наркомату тяжелого машиностроения, который предусматривал помимо введения плана мобилизации промышленности на второе полугодие, необходимость экранировки передних бронелистов корпуса и лба башни КВ. И предоставлял возможность заводам-изготовителям самостоятельно вносить в конструкцию танка любые изменения снижающие трудозатраты, но не снижающие его боевые качества.
Кировскому заводу было дано задание - изготовить, возможно, больше танков КВ, всемерно упрощая его конструкцию. Такая же задача стояла перед заводами-смежниками. Для координации усилий и согласования технических вопросов между смежниками было создано СКБ-2.
К сентябрю 1941 года фронт приблизился к Ижорскому заводу, в виду чего производство корпусов башен было прекращено. 18.10.1941 года Кировский завод выпустил свой последний тяжелый танк.
Тем временем на ЧТЗ заводе освоили производство танков КВ. Сюда еще летом начало прибывать оборудование и документация из Ленинграда, велся и вывоз рабочих с семьями.
Для компенсации потерянных производственных мощностей и увеличения производства тяжелых танков в сентябре 1941года, решением ГКО был создан Уральский комбинат по производству танков, позднее получивший известность под именем «Танкоград». В его состав вошли УЗТМ, ЧТЗ, Уральский турбинный завод и завод №75.
Одновременно предписывалось организовать производство корпусов КВ заводом им. Оржоникидзе в Челябинске.
Производство танков КВ в период Второй мировой войны. .
Год
Марка танка
(завод)Месяц
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
Вего
1941
КВ-1 (ЛКЗ)
-
-
-
-
-
-
153
180
81
30
-
-
444
КВ-1 (ЧКЗ)
-
-
-
-
-
-
24
27
27
62
156
190
446
1942
КВ-1(ЧКЗ)
216
260
250
238
299
274
114
49
-
-
-
-
1700
КВ-8 (ЧКЗ)
-
2
-
22
26
13
18
21
-
-
-
-
102
КВ-1с (ЧКЗ)
-
-
-
-
-
-
-
34
168
157
115
125
599
КВ-8с (ЧКЗ)
-
-
-
-
-
-
-
-
6
9
10
25
1943
КВ-1с (ЧКЗ)
85
89
53
45
75
30
52
39
-
-
-
-
449
КВ-8с (ЧКЗ)
7
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
10
КВ-85 (ЧКЗ)
-
-
-
-
-
-
-
22
63
63
-
-
148
Итого
3963
ТТХ танков КВ
КВ-1(1940 г.)
КВ-2
КВ-1(1941 г.)
КВ-1с
КВ-85
Боевая масса, т.
43,1
52
47,5
42,5
46
Экипаж, чел.
5
6
5
5
4
Габаритные размеры, мм:
длина
6675
6675
6900
9600
8493
ширина
3320
3320
3320
3250
3250
высота
2710
3240
2710
2640
2800
клиренс
450
430
450
450
450
Толщина брони, мм.
лоб корпуса
60-75
60-75
60-75+25
40-75
40-75
борт
75
75
75
60
60
корма
75
75
75
40-75
40-75
крыша
40
40
40
30-40
30-40
днище
30-40
30-40
30-40
30-40
30-40
лоб башни
75
75
95
82
100
Макс. скорость, км/ч.
34
34
34
34
34
Запас хода, км:
по шоссе
150-225
150-225
150-225
250
250
по проселку
90-180
90-180
90-180
-
-
Удельное давлеение, кг/см2
0,77
0,85
0,77
0,8
0,8
Удельная мощность, л.с/т
-
11,5
12,6
14,1
13,1
Танк КВ-1 видео.