log in

Тяжелый танк КВ-2.

тяжелый  танк второй мировой войны КВ-2

Танк КВ-2 – известный советский тяжелый танк Второй мировой войны. Выпускался Кировским заводом в Ленинграде в период с мая по июль сорок первого года. Всего выпущено 204 машины. Самый тяжелый танк начального периода войны. Большинство танков потеряно по техническим причинам уже к осени сорок первого года. 

Основания появления танка КВ-2.

Общеизвестно, что вооружение танка КВ, на момент принятия на вооружение 1.12.39 г., состояло из 76-мм ТП, а также пары пулеметов ДТ. Опытный танк, с аналогичным вооружением, отбыл днем ранее для проведения испытаний на Карельский перешеек.

Танк КВ-2 на испытанияхВ то время РККА вела наступательные бои по прорыву оборонительной полосы - т.н "Линии Маннергейма". Оборона финской армии представляла собой полосу ДОТ, усиленных большим числом инженерных заграждений, прикрытую пулеметным и артиллерийским огнем, а также оборудованным полевыми фортификационными сооружениями. ДЗОТы были вооружены орудиями и пулеметами. Ситуацию осложняли сильные морозы и высокий снежный покров.

Как следствие, Военсовет С-З фронта предложил вооружить первые 4 машины 152-мм гаубицей. Гаубица должна была служить средством для преодоления инженерных заграждений, тогда как подавление ДОТ и ДЗОТ была вторым по важности пунктом.

Проектирование.

Поскольку монтаж 152-мм гаубицы являлся задачей для того времени нетривиальной, то необходимо было решить множество технических проблем. Для этого была выделена инженерная группа артиллерийского КБ Кировского завода, под началом Н.Курина. Конструкторская группа была чрезвычайно ограничена по времени и проектные работы велись едва ли не круглыми сутками.

Вначале планировали использовать для вооружения 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г., но позднее от нее отказались в пользу гаубицы обр. 1938 г., как обладающей лучшими баллистическими характеристиками.

Для монтажа гаубицы требовалась увеличенных размеров башня, каковая и была создана совместными усилиями конструкторской группы Курина и СКБ-2, которое вело работы по проектированию и сопровождение выпуска танка. В устройство гаубицы пришлось внести некоторые изменения: сократили длину отката, с тем, что бы орудие поместилось в башню будущего танка КВ-2;
уменьшили длину ствола.

Опытный образец КВ-2 №У-0Данное орудие в документации тех лет проходило как МТ-1 (аббревиатура Мотовилиха -танковая), по месту ее будущего производства. Существовало и иное обозначение М-10Т. С целью упрощения производства было принято решение оставить без изменения диаметр башенного погона. Поначалу танки КВ обозначали как с "малой" и "большой" башней, но уже в сорок первом году их сменили более простые индексы КВ-1 и КВ-2, соответственно для машин с трехдюймовым и шестидюймовым орудием. Интересно, что танк КВ-2, как отдельный образец БТТ, формально на вооружение не поступал.

10.02.1940 г., в условиях полигона Кировского завода были проведены тестовые стрельбы из новой установки, которую собрали на базе танка КВ № У-0. Через семь дней У-0 совместно с У-1 (обе с установленными 152-мм ТП) отбыли на Карельский перешеек. Ствол орудия установленного на У-1, был дополнительно оборудован специальной защитной крышкой, которая должна предотвратить попадания пуль и прочих посторонних предметов. Во время испытаний танков КВ-2 механизм управления крышкой действовал неудовлетворительно и от нее более не устанавливали. Для защиты самого орудийного ствола на него надели кольца из бронелиста толщиной в десять миллиметров- решение которое нашло свое применение во всей серии.

22.02. 40 г, на фронт отправлена машина У-2 с башней танка У-0 оборудованной 76-мм ТП, а неделю спустя - У-3 с 152-мм ТП. В следующем месяце - 13.03 сдан У-4 (также с 152-мм ТП), но последний запоздал для фронтовых испытаний.

Первые танки в серии, начиная с У-1 по У-4, аналогичны опытной машины. Перед отправкой на фронт их испытали пробегом на дистанцию в тридцать-пятьдесят километров, с гарантийным километражем в двести километров.  Результаты боевых действий с участием опытных танков составлен 4.03.1941г.,относительно танков КВ в нем говорилось следующее.

Вид спереди на КВ-2 № У-3В ходе боев обнаружилось значительное количество конструкторских и производственных дефектов. С целью улучшения конструкции и качества сборки, группе специалистов военприемки завода Кирова было поручено в кратчайшие сроки выявить и устранить недостатки в танках КВ первой установочной партии из десяти машин.

Как следствие, заводом, начиная с машины У-5 начат процесс проверки конструкции узлов и агрегатов. О ходе проверки представители военприемки в своем мартовском отчете сообщали.

Производство танка КВ-2.

Согласно первому плановому заданию завод Кирова в текущем сороковом году был обязан представить только пятьдесят тяжелых танков, в процессе изготовления осуществить его доводку, а затем, начиная со следующего года приступить к крупносерийному производству. Но уже в начале лета сорокового года, после выпуска десяти опытных машин с номерами У-1 по 10, 4 из которых с вооружением из 152-мм гаубицы, плановое задание было увеличено до двухсот тридцати машин. 

Выполнения программы выпуска 230 танков потребовало реорганизации работы всего предприятия. Для производства танков КВ были задействованы не только цеха, ранее участвовавшие в производстве танков, но большинство других.

Параллельно с реорганизацией производства проходил процесс технического и технологического усовершенствования конструкции КВ. Для чего на протяжении первых летних месяцев машины У-1 и У-7 прошли испытания, вследствие чего в конструкцию пришлось внести множество исправлений.

Танк КВ-2 № У-4

Невзирая на затраченные усилия, качество собранных машин было не на высоте. И как следствие военные представители прервали приемку до устранения недостатков. Наиболее существенными были:

  • конструкция фильтра воздуха танка КВ-2, каковой, по сути, воздух не очищал, в результате часто ломался мотор;
  • низкая износостойкость шестерен КПП;
  • перегрев бортовых фрикционов.

В июне сорокового удалось сдать десять танков КВ-2 и пять КВ-1.

Для улучшения качества танков, руководством завода по согласования с представителем заказчика в конструкцию должны были внесены изменений -  новой конструкции воздушный фильтр сухого типа, замок на КПП и прочее. Нововведения были испытаны в августе на танке У-7. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изменения были внесены в конструкцию серийных машин.

Всего, в течение августа сорокового года сданы десять танков КВ-2 и еще десять КВ-1. В следующем месяце завод отчитался в изготовлении пятидесяти двух КВ, из коих двадцать четыре танка КВ-2.

К этому времени выяснилось, что спешно разработанная, "большая башня" требует значительного улучшения. К ее недостаткам относили:

  • излишний вес;
  • большие усилия, затрачиваемые на вращение башни, вследствие конструктивного несовершенства поворотного механизма;
  • частые срывы стопора танковой башни КВ-2.

В соответствии с заданием, полученным от ГАБТУ КА СКБ-2 в августе сорокового года начало проектные работы по "большой пониженной башне". Уже к сентябрю башня новой конструкции была получена с Ижорского завода и установлена на шасси.

В этом же месяце, танк КВ-2 с этой башней прошел испытания на полигоне вблизи Ленинграда. Итоги посчитали удовлетворительными, и Ижорский завод получил заказ на башню новой конструкции. В сопоставлении с прежней конструкцией, новая башня обладала меньшим весом и габаритами и лучшей технологичностью.

Первоначально изготовление танков КВ-2 предполагали организовать в октябре сорокового года, но эти сроки были сорваны по более длительного чем рассчитывали цикла испытаний. В своей докладной записке военпред объяснял запаздывание с выпуском КВ-2 следующим образом.

Серийное производство КВ-2, начато только в мае сорок первого года. Тогда Кировский завод отчитался в изготовлении шестидесяти КВ-2, еще сорок было предъявлены заказчику в следующем месяце. На этом производство танков КВ-2 было остановлено.

Следовательно, за все время выпуска танка КВ-2 их было изготовлено 204 штуки, включая 24 машины с ранним вариантом башни.

Производство танков КВ-2
  январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1940. - 3 2 - - - 10 10 - - - -
1941г. - - - - 60 40 - - - - - -

 

Опытные машины на базе танка КВ-2.

Единственный вариант опытной машины на основе танка КВ-2, это попытка поставить в башню 107-мм ТП ЗИС-6. Данное орудие предназначалось для танка КВ-3 и проектировал его горьковский завод №92. Серийный выпуск КВ-3 должен был освоен уже в середине лета сорок первого. Один из КВ-2 без вооружения, был доставлен в Горький в декабре сорокового года. В июне следующего года ЗИС-3 была установлена в башню и направлена на испытания стрельбой. Вследствие того что танк КВ-3 в производство не поступил, проект установки ЗИС-6 был закрыт.

Другой интересный проект, правда, так и не воплощенный, это экранирование КВ-2 листами дополнительной брони толщиной в двадцать пять - тридцать миллиметров. Работы по нему были начаты согласно постановлению СНК от 15.03.1941 г.

Согласно постановлению, Ижорский и Кировский заводы к 15 мая текущего года должны были представить чертежи и отработать технологию. С тем, чтобы с июня не только полностью перейти на выпуск экранированных танков КВ, но и экранировать выпущенные ранее.

Проект был поставлен под сомнение на этапе рассмотрения комиссией из конструкторов обоих заводов и представителей заказчика. Причиной этого решения стала как перегрузка самого танка КВ-2, так целесообразность столь мощного бронирования, когда это приведет к потере технической надежности машины.

Для окончательного решения руководство Кировского завода отправило свои соображения по поводу проекта экранирования КВ-2 непосредственно замкомнаркома Кулику, который поддержал заводчан. Впрочем, окончательное решение, вплоть до остановки производства КВ-2 так и не было принято, и танк выпускался без экранов.  

ТТХ танка КВ-2 .

Тактико-технические  характеристики  танка КВ-2
   КВ-2 с башней раннего  типа КВ-2 с "пониженной башней"
Боевая масса, т 53 52
Экипаж, чел. 6 6
Габаритные размеры, мм.
Длина 6675 6675
Высота 3320 3320
Клиренс 430 420
Толщина брони
Лоб корпуса 75 75
Борт корпуса 75 75
Корма корпуса 75 75
Крыша корпуса 30 30
Днище корпуса 40-30 40-30
Бортовые листы  башни 75 75
Крыша башни 30 30
Вооружение
  152-мм гаубица М-10Т 152-мм гаубица М-10Т
  2х7,62 мм пулемета ДТ 2х7,62 мм пулемета ДТ
Боекоплект
к орудию, шт. 36 36
к пулеметам, шт. 2961 2961
УВН орудия -50 / +120
-70 / +120
УГН башенного пулемета   30
УВН башенного пулемета   -150 / +150
Маскимальная скорость по шоссе, км/ч. 34 35
Средняя скорость по шоссе, км/ч. 14,2 15
Преодолеваемые препятствия
Подъем, град. 36 36
Крен, град. 30 30
Ров, м. 2 2
Стенка, м.  0,9 0,9
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,818 0,8
Запас хода по горючему, км. 250 250
Емкость топливных баков  645 615 
 Двигатель тип  Дизель, В-2К  Дизель, В-2К
 Максимальная мощность, л.с. 600 (при 2000 об/мин)   600 (при 2000 об/мин) 
 Эксплуатационная мощнотсь, л.с.  500 (при 1800 об/мин)  500 (при 1800 об/мин)
 КПП  Механическая, трехходовая, с поперечным расположениме валов  Механическая, трехходовая, с поперечным расположениме валов
 Кол-во скоростей 5 вперед, 1 назад   5 вперед, 1 назад
 Гусеница  
Ширина гусеницы, мм.  700 700 
 Кол-во траков в одной гусенице, шт. 87-90 87-90 
Радиостанция   71-ТК-3   71-ТК-3

Видео с танком КВ-2.