log in

Советский пятибашенный тяжелый танк Т-35.

Танк Т-35

В конце лета 1937 г., звезда «бюро Гротто» окончательно закатилась. Советское правительство решило отказаться от его услуг и эстафета проектирования первого тяжелого танка перешла к КБ завода «Большевик». КБ АВО-5, специально сформировано для этой цели и его возглавил, бывший заместитель Гроте по общим вопросам Н.Барыков.

Главная задача КБ состояла в том, чтобы спроектировать тяжелый танк в срок до конца августа 1932г. Индекс будущей машины - Т-35.

История создания танка.

Фото Т-35а на  парадеТанк был нужен  для качественного усиления средних танков при прорыве эшелонированной обороны противника. Используя идеи и опыт, полученный под руководством немецкого инженера, советским специалистам необходимо было самостоятельно построить тяжелый танк, взяв за основу ходовую часть ТГ и общую компоновку танка Т-32, над которым работал Н.Барыков с начала этого года. Помимо этого при разработке учитывался опыт, накопленный при испытаниях немецких боевых машин типа «Гросстрактор» под Казанью, а также и материалы собранные советской закупочной комиссией в Великобритании.

Несмотря на оптимизм военных, прототип Т-35 вовремя сдан не был. Первого сентября 1933 года представители заказчика увидели только прототип Т-35, тогда как по строкам в этом месяце танк уже был должен состоять на вооружении. На испытаниях в целом Т-35 произвел благоприятное впечатление. Однако проявили себя многочисленные конструктивные недоставки, начиная с неработающего трехдюймового орудия и заканчивая системой управления и двигателем. Из-за сложности пришлось отказаться от пневматической системы управления заимствованной у ТГ, как и от башни в форме полусферы в пользу клепано-сварной.

  • Фото  Т-35-1   вид сзади
  • Фото  прототип танка Т-35

В ноябре был дан начато проектирование боевой машины улучшенной конструкции, под индексом Т-35-2. План работ предусматривал установку двигателя М17, новых трансмиссии и двигателя. В ходовую часть внесены изменения по типу таковой у танка «Гросстрактор», установлена башня цилиндрической формы.

По советской традиции, окончание работ над танком приурочено к Первомаю. Пока работы над Т-25-2 подходили к завершению, ABO-5, которое к этому времени переименовали в ОКМО, начало проектирование танка Т-35А. Новый вариант танка представлял собой трансмиссию и ходовую часть Т-35-2 с упрощенным башнями и корпусом. Для упрощения производства, и по личному распоряжению Сталина, главная башня унифицирована с таковой у Т-28, малые орудийные с башнями Т-26 либо БТ, без ниш в корме. Сам корпус был несколько удлинен, также изменения коснулись фальшбортов и пулеметных башен.

Фото  Т-35  ранний танк на парадеПроизводство Т-35А, согласно решению советского правительства должно было быть развернуто ХПЗ в начале третьего квартала 1933г. Харьковский паровозостроительный завод, к тому времени прилагал все усилия, чтобы в скорейшее время освоить выпуск легких танков БТ-2. В июне 1932г. на завод отправили опытный танк Т-35-2, а также документация по Т-35А. Помимо этого в Харьков отправили все наличные корпуса и башни, вместе с элементами их конструкции.

Несмотря на унификацию, для ХПЗ танк Т-35 оставался новой техникой, производство которой необходимо развернуть на заводе, который с трудом осваивал производство легкого танка БТ. Правительственные планы предусматривали изготовление первого танка Т-35А в июле 1938г. Но этот план оказался невыполненным. Причиной этому были как трудности освоения производства на ХПЗ, так и проблемы с поставкой комплектующих заводами-смежниками, которые пунктуальностью отнюдь не отличались. Так первые двигатели и корпуса от смежников заводом были получены только в июле 1933г. Тогда как поставки от остальных смежников прибыли на ХПЗ только в конце лета- начала осени текущего года. Поэтому сборка первогоТ-35А, была по большей части закончена только к первому ноября 1933г, а седьмого сентября танк участвовал в харьковском параде.

Описание конструкции Т-35.

Фото танк Т 35  на ученияхТяжелый пятибашенный танк Т-35 - боевая бронированная машина, с двухъярусной установкой вооружения. Главное внимание при его проектировании уделялось его огневым возможностям. Пулеметно-пушечное вооружение Т-35 размещено в пяти башнях. Наиболее мощное оружие- танковая пушка трехдюймового калибра, установлено в главной башне. Для подавления пулеметных точек, предполагалось использовать пулеметы ДТ и артиллерийские орудия калибра 37-мм, позднее 45-мм установленные по диагонали корпуса. Еще один пулемет был установлен в главной башне, а также один в лобовом листе, возле механика-водителя.

Бронирование машины защищало от легких осколков и пуль. Толщина броневой защиты, 10, 20 и 30 мм. Дополнительно ходовая часть экранировалась фальшбортом. В корме Т-35 устанавливался бензиновый двигатель М-6с жидкостным охлаждением. Подвеска танка – блокированного типа, пружинная. Запас хода Т-35 по шоссе около ста двадцати километров. Экипаж танка из десяти человек.

Корпус танка Т-35.

Фото Т 35 вид с крыши собора При производстве корпусов Т-35 в основном использовалась сварка и в меньших объемах клепка. Днище состояло из двух бронелистов толщиной в 20 (передняя часть) и 10 миллиметров в задней. Некоторые швы для большей жесткости прикрывали уголки. Бортовые листы приварены к бортовым листам днища, носовые и кормовые соответственно к передней и задней части днища. Задняя часть днища, для доступа к узлам танка, слива топлива и масла имела тринадцать лючков.

В моторном отделении Т-35 установлены танковый мотор и КПП. В заднем и переднем боевых отделениях, при помощи рам приваренных к днищу монтировался пол танка.

Борта корпуса Т-35 из семи бронелистов. Дополнительную жесткость обеспечивали приклепанные накладки и приклепанные крицы. Снаружи к бортам при помощи кронштейнов крепили фальшборта танка, а также кронштейны крепления тележек подвески. Для доступа двигателя в крыше двигательного отделения прорезан люк закрытый крышкой, в центре которой имелся колпак воздухоочистителя. По обеим сторонам люка прорезаны отверстия для доступа потока воздуха к радиаторам.

Главная башня по конструкции полностью повторяла таковую у танка Т-28 с целью унификации . В задней части ниши башни Т-35 прорезана щель для установки пулемета. В крыше башни оборудовано два люка- прямоугольный и круглый ( машины первых серий только общий прямоугольный). Помимо люков имелось три отверстия, два для перископических приборов и один для вывода антенны. В стенах башни прорезаны бойницы для стрельбы, а выше них наблюдательные щели.

Поворот башни при помощи электропривода. Чтобы не пострадали члены танкового экипажа, покидающие или входящие через люки малых башен, было смонтировано устройство сигнализирующее наводчику о запрете поворота башни.

Средние башни Т-35 аналогичны таковым БТ-5, но без ниши. В башне имелись подвесные места наводчика и заряжающего, и боеукладки для боекомлекта пулемету и пушке. Поворот башни только вручную. В правом борте прорезано бойница для стрельбы и щель для наблюдения. Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28.

Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28. Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Вооружение танка.

Фото танк Т-35-2 парад Вооружение Т-35 обусловлено кругом решаемых им задач - разрушение легкой фортификации и борьбы с вражеской БТТ. Вначале главная башня Т-35 была вооружена 76-мм пушкой обр. 1927/32гг (КТ). В данной пушке использовали качающуюся часть полкового орудия некоторыми изменениями - уменьшенной длинной отката и усиленными салазками.

Впоследствии, в тридцать шестом году, данные орудия были унифицированы с танковыми пушками у Т-28. Откат при этом уменьшили до 500 мм против 1000 мм у прежнего орудия. Пушку снабдили подъемным механизмом и прицельными приспособлениями новой конструкции, а также ножным спуском. Пушка смонтирована в маске и оснащена перископическим и телескопическим прицелом. Помимо этих прицелов в башне имелась командирская панорама.

Танковый пулемет установлен справа от орудия в шаровой установке. Кроме него в кормовой нише установлен еще один пулемет в бугельной установке. С тридцать седьмого года на люке наводчика Т-35 монтировалась зенитная пулеметная установка. Установка П-40 состояла из пулемета ДТ и коллиматорного прицела.

В средних башнях Т-35 установлена спаренная установка 45-мм ТП обр. 1934г. (20К) и ДТ. В танках ранних серий пушка обр. 1932г. Для навеления использовались общие прицелы – перископический и телескопический.

В малых пулеметных башнях установлен пулемет в шаровой установке. 

Танковый боекомплект включал девяносто шесть выстрелов калибра семьдесят шесть миллиметров. Из них шрапнели 48 штук и 48 штук осколочно-фугасных. 45-мм патронов – 226 штук, по 116 бронебойных и ОФ. При необходимости Т-35 могли комплектовать трехдюймовыми бронебойными выстрелами .

Двигатель и трансмиссия.

Т-35 всех годов выпуска комплектовался авиационным мотором М-17. Двигатель 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный. Топливом служил авиабензин марки КБ-70 и Б-70. Мощность пятьсот л/с. Запас топлива находился в трех бензобаках, два из которых по 320 л., и один в 270 л. Топливо подавалось при помощи бензопомпы. Двигатель Т-35 имел два карбюратора, система охлаждения двигателя – водяная, два радиатора установлены по обе стороны от двигателя, радиаторы не взаимозаменяемы между собой.

В трансмиссионном отделении Т-35 установлена пятискоростная КПП. Там же расположен вентилятор с приводом от коленвала двигателя, подающий воздух для охлаждения двух радиаторов, а также главный фрикцион, бортовые передачи, а также ленточные тормоза.

Ходовая часть Т-35.

Ходовая часть боевой машины по отношению к борту состоит из ленивца с механизмом натяжения, ведущего колеса, восьми обрезиненных малых катков, шести верхних и переднего поддерживающих катков. Блокированная подвеска Т-35 по два катка в каждой тележке. Подрессоривание при помощи пары спиральных пружин. Ходовая Т-35 прикрыта фальшбортом.

Средства связи. 

Средства связи Т-35 состоят из танковой р/с 71-ТК-1 либо более поздней 71-ТК-3, а также поручневой антенны. Внутренняя связь членов экипажа при помощи переговорного устройства.  

Оценка танка.

Фото Т-35  Парад в МосквеНе будет преувеличением сказать, что серийный пятибашенный танк – машина по-своему уникальная. Состав вооружения и его размещение рационально и продумано и позволяет теоретически обстреливать как одновременно несколько целей в разных направлениях, так и сосредоточить огонь их двух пушек и трех пулеметов в любом направлении движения.

Однако за столь впечатляющие возможности пришлось заплатить как многоярусным расположением оружия, так и многочисленным экипажем. Что в свою очередь привело увеличению высоты и длины танка и увеличению вероятности поражения ПТА противника в бою. Почти десяти метровая длина Т-35 привела к уменьшению его маневренности условиях боя.

Помимо этого, Т-35 имел впечатляющий список дефектов конструкции, которые так и не были изжиты. Одними из самых слабых мест конструкции были, несомненно, система охлаждения и бортовые передачи.

Фото экипажа танка Как уже отмечалось, к недостаткам Т-35 можно отнести его размеры по высоте. Что не только облегчало обнаружение, но и создавало проблемы при посадке и высадке экипажа. Только высота надгусенчных полок составляла без малого 2 метра, что весьма затрудняла посадку танкистов, которых набирали их людей сравнительно не высокого роста.

Несмотря на впечатляющие размеры, размещение членов экипажа стеснено. Боевые отделения Т-35, никак между собой не сообщаются, поэтому перемещение членов экипажа в пределах танка без выхода наружу не возможно, что в боевой обстановке попросту опасно. Обзор из танка Т-35 неудовлетворителен, даже с места водителя, позволяя ему смотреть в узких секторах только вперед и налево.

Проблемой было, и покинуть поврежденную машину. Аварийных люков в днище не существовало, а попытка покинуть через люк, например в главной башне могла привести к тому, что танкист оказывался на четырехметровой высоте под огнем. Еще в более сложном положении мог очутится механик-водитель, без возможности открыть люк, если пулеметная башня не была повернута влево, а ее заклинивание сделало бы эвакуацию невозможной. Выход и посадку в задние башни Т-35 весьма затрудняла поручневая антенна, нависающая над ними.

Говоря о недостатках конструкции Т-35 , не следует забывать о технологических дефектах, связанных со слабостью производственной базы и низким уровнем профессиональной подготовки, как простых рабочих, так и инженеров и технологов.

Фото танка Т-35  общий видЕсли на установленное вооружение и технические данные на протяжении отрезка времени вплоть до тридцать шестого года, позволяли бы выполнять танкам Т-35 возложенное на него задачи, то дефекты конструкторские и технологические ставят это под сомнение.
В период после тридцать шестого года, когда надежность танка удалось несколько повысить, развитее средств борьбы с танками сделало его бронирование недостаточным. А сама концепция громоздкой и неповоротливой машины в значительной мере устарела.

Однако не следует забывать об опыте, полученном при конструировании, серийном производстве и эксплуатации тяжелого танка Т-35, которого не имели другие нации.

Комментарии  

0 #34 Rubye 23.10.2017 05:43
Pretty nice post. I just stumbled upon your blog and wanted to mention that I've truly enjoyed surfing around
your blog posts. After all I'll be subscribing for your rss feed and I hope you write again soon!

my homepage; Ruth: www.glb7.com/.../
0 #33 Alvin 23.10.2017 02:54
I was recommended this web site by my cousin. I'm not sure whether this post is written by
him as nobody else know such detailed about my difficulty.
You're wonderful! Thanks!

my web page ... Mora: gamesww.cn/.../...
0 #32 Ronda 23.10.2017 02:10
Hi, I do think this is an excellent blog. I stumbledupon it ;) I'm going to revisit once again since I book-marked it.
Money and freedom is the best way to change, may you be rich
and continue to help others.

my web page; Alba: Elite-play.org/.../...
0 #31 Brigette 23.10.2017 00:32
Good day! I know this is kinda off topic but I'd figured I'd ask.
Would you be interested in trading links or maybe guest writing a blog article or vice-versa?

My website covers a lot of the same subjects as yours and I think we could greatly benefit from each
other. If you're interested feel free to send me an email.
I look forward to hearing from you! Awesome blog by
the way!

my weblog ... net.sh-cm.net: net.sh-cm.net/.../?8669.html
0 #30 Keri 23.10.2017 00:17
Your style is very unique compared to other people
I've read stuff from. Many thanks for posting when you've got the opportunity, Guess I'll just bookmark this web site.


my blog post :: Tammi: liangliang.club/.../
0 #29 Shellie 22.10.2017 23:55
Your style is so unique compared to other people I've read stuff from.
Thanks for posting when you have the opportunity, Guess I'll just bookmark this blog.


Here is my webpage - altis-dream.de: altis-dream.de/.../...
0 #28 Debbra 22.10.2017 22:31
Hi there Dear, are you genuinely visiting this web page regularly, if so after that you will definitely get
fastidious know-how.

Look into my web page; Chastity: Lockscreenwallpaper.com/.../.. .
0 #27 Lea 22.10.2017 22:18
Hello there! This is my first visit to your blog!

We are a collection of volunteers and starting a new initiative
in a community in the same niche. Your blog provided
us beneficial information to work on. You have done a
wonderful job!

my site futurefoundatio n.eu: futurefoundation.eu/.../...
0 #26 Dalene 22.10.2017 22:05
Do you mind if I quote a few of your posts as long as I provide credit and sources back to your blog?
My website is in the very same area of interest as yours and
my users would definitely benefit from some of the information you present here.
Please let me know if this alright with you.

Thanks!

my homepage: Clarita: Www.Vrvron.com/.../
0 #25 Gwendolyn 22.10.2017 21:06
Hello! Someone in my Facebook group shared this website
with us so I came to give it a look. I'm definitely enjoying the information. I'm book-marking and will be
tweeting this to my followers! Terrific blog and terrific design and style.


Also visit my homepage Edwardo: lol118.com/.../

Добавить комментарий