Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2.
- Published in Танки Второй мировой войны

Первая машина семейства тяжелых танков ИС, танк ИС-1 , известен также как ИС-85. От прежних тяжелых танков его отличает, прежде всего, усиленное бронирование, более надежная КПП, новый мотор. Мощное 85-мм орудие должно было облегчить борьбу с немецкими тяжелыми танками. Компоновка ИС-1, а также внешние очертания корпуса, в общем, повторяют таковую танка КВ-13. Бронезащиту танка в лобовой части толщину брони корпуса удалось довести до ста двадцати миллиметров, лба башни до ста миллиметров.
Устройство танка ИС-1.
Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами - ИС-122, а также ИС-2.
Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.
По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.
В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.
Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.
Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».
После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.
Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.
Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.
Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.
Тяжелый танк ИС-2.
В начале фронтовых испытаний стало очевидным, что тяжелые танки ИС, прорывая оборону противника, вынуждены отвлекаться на противодействие танкам противника, а в этой роли им особо похвастаться не чем. 85-мм пушка, установленная в ИС-85, была эффективна против тяжелых танков противника и «штугов» на дистанциях, когда собственная броня не могла защитить от бронебойных снарядов пушек противника. Тяжелые самоходные орудия «Фердинанд» могли поражать ИС-85 с запредельных для его 85-мм пушки дистанций. Наиболее массовая ПТП Pak 40, могла вывести из строя тяжелый танк, ведя огнь башне и бортам c дистанции в 500-800 метров. Остро стал вопрос о перевооружении танка более эффективным орудием.
По итогам Курской битвы выяснился тот факт, что из существующих орудий, способной успешно противостоять «Тигру» на всех реальных дистанциях боя способна только 122-мм корпусная пушка обр.1937г. Зенитные пушки, с одинаковой с 85-мм танковыми пушками баллистикой, недостаточно эффективны при ведении огня по лобовой броне «Тигра».
В свою очередь, в ответ на вопрос о возможности установки 122-мм корпусной пушки башню танка ИС, руководство завода заверило, что это возможно при условии оснащении пушки дульным тормозом. Идея вооружить танк ИС 122-мм орудием показалась привлекательной наркому танковой промышленности . Несмотря на протесты военных по поводу установки дульного тормоза, заводу №9 было предписано срочно изготовить танковый вариант орудия А-19 и испытать его не позднее 11 ноября 1944г.
Первый вариант 122-мм танковой пушки, с поршневым затвором, был готов к испытаниям 12 ноября 1943г. Спешно были проведены испытания танка ИС-2. На испытаниях пушка показала себя вполне удовлетворительно. В начале октября танк прошел испытание пробегом. В докладной записке на имя Сталина, сообщалось , что танк ИС-2 успешно прошел государственные испытания, хорошо вооружен, обладает хорошей маневренностью и бронезащитой.
На прошедшем, на следующий день заседании ГКО мнения по поводу вооружения танка разделились. Одни стояли за 100-мм пушку, как имеющую унитарный боеприпас, другие поддерживали идею с корпусной пушкой способной при необходимости бороться как артиллерией противника, так и долговременной фортификацией. Итогом стало постановление о принятии на вооружение тяжелого танка ИС-2, вооруженного 122-мм пушкой. В декабре сорок третьего года, танк ИС пошел в производство на ЧКЗ. До конца года цеха завода покинуло 67 танков ИС-85 и 35 ИС-122. Последние сорок танков ИС-85 покинули цеха в январе сорок четвертого года. Для ИС-2 завод №9 начал выпуск пушек Д-25 вместо Д-5Т. Первые десять орудий с поршневым затвором изготовили в конце осени 1943г, всего выпустили сто сорок семь пушек.
В конце сорок третьего года для орудия Д-25, заводом №9, был разработан полуавтоматический клиновой затвор. В процессе испытаний данное орудие показало себя гораздо более удобным, а скорострельность возросла с 1-1,5 до1,5-2 в/м. В начале весны сорок третьего года данное орудие освоено в производстве. Тогда же и произошло изменение наименования танка с ИС-85- на ИС-1, а также ИС-122 на ИС-2.
Модернизация ИС-2.
Первые же столкновения с немецкими танками обнаружили недостаточную прочность бронирования лба корпуса. Чтобы устранить этот недостаток ИС-2 , в начале сорок четвертого, корпус стали закаливать на более высокую твердость. И добились результата, обратному желаемому. Броня оказалась хрупкой и склонной к образованию большого количества вторичных осколков. Чем можно объяснить значительные потери тяжелых танков на протяжении зимы и весны текущего года.
В феврале 1944г., ЦНИИ-48 получил предписание на проведение работ, целью которых являлось усилению бронирования корпуса ИС-2. Исследования показали, что существующая форма носового узла позволит противостоять бронебойным снарядам калибра 75 и 88-мм, только при условии увеличения толщины брони до 145-150 мм.
Поэтому наилучшим выходом было изменить как форму носового узла ИС-2, так и режимы закалки. Данный вариант корпуса более известен как корпус со «спрямленным носом». Лобовой лист лишился люка-пробки, а сам лист установили под углом шестьдесят градусов к вертикали. Данное нововведение позволило исключить пробитие лобового листа ИС-2 при углах обстрела в плюс минус тридцать градусов 88-мм немецким ПТА практически в упор.
Нижний лобовой лист, бывший гораздо менее прочным, решили не трогать. Придание угла большего, чем существующий угол в тридцать градусов требовали внесения больших изменений в конструкцию танка ИС-2. Для увеличения стойкости между буксировочными крюками поместили укладку траков. Да и вероятность поражения нижнего лобового листа довольно низка.
Корпуса танка ИС-2 со спрямленным носом существовали двух типов:
- с сварным носовым узлом Уралмашзавода, выпуска начиная с мая сорок четвертого года;
- с литым носовым узлом, завода №200 выпуска с июня сорок четвертого.
Впрочем, завод №200 некоторое время выпускал корпуса обоих типов параллельно.
Значительно улучшить бронезащиту башни ИС-2 не получилось. Башня, разработанная под установку 85-мм орудия, статически уравновешена. Эта же башня, после установки 122-мм пушки получила момент неуравновешенности тысячу килограмм на метр. Техническое задание предусматривало усиление защиты башни до 130мм, от чего пришлось отказаться в виду необходимости коренного изменения конструкции.
Изменения в процессе производства.
На протяжении производства в конструкцию ИСов неоднократно вносили разного рода изменения, которые существенно меняли его облик. По совокупности изменений внесенных в тяжелый танк ИС можно условно выделить 6 вариантов конструкции:
- Вариант первый. Танк ИС-1, серийный базовый вариант, вооружен 85-мм орудием и 3 пулеметами. Часть корпусов с увеличенным углом наклона средней части «ломаного носа» с семидесяти двух до семидесяти пяти градусов;
- Вариант второй. Корпус аналогичен ИС-1, новая башня под 122-мм пушку отличалась:
- расположением командирской башенки, которая была смещена к левому борту;
- увеличенным приливом левого борта;
- бронеколпаком перископического прицела.
- Вариант третий. Аналогичен второму варианту танка, с установкой Д-25 с клиновым затвором, и нового типа дульным тормозом;
- Вариант четвертый. Танк ИС-2 выпуска завода №200, выпущенный с использованием задела корпусов старого типа при переходе на выпуск танков с корпусом с «спрямленным носом». Маска пушки расширена влево под установку ТШ-17. Прибор наблюдения МК-4 заменил прицел ПТ-4-17. Ранние машины имели по два отверстия в маске пушки под установку прицелов ТШ-17 и 10Т-17;
- Вариант пятыйКорпус завода №200, имевший спрямленную литую носовую часть;
- Вариант шестой. Корпус завода УЗТМ, со спрямленной сварной носовой частью.
На большую часть корпусов ИС-2 вариантов пять и шесть на нижний лобовой лист крепили запасные траки. Люк для погрузки боеприпасов в левом борту и кронштейн для крепления орудийного ствола в походном положении на корме танка.
1943г 1945 Производство танков ИС-1 и ИС-2.
Производсто танков ИС-1(ИС-85) и ИС-2(ИС-122)
Октябрь
2
-
Ноябрь
25
-
Декабрь
40
-
Всего
67
35
1944г.
Январь
40
35
Февраль
-
75
Март
-
100
Апрель
-
150
Май
-
175
Июнь
-
200
Июль
-
225
Август
-
250
Сентябрь
-
250
Октябрь
-
250
Ноябрь
-
250
Декабрь
-
250
Всего
40
2210
До 9,05
После-
997
1150
Всего
-
2147
Итого
107
4392
ТТХ танков ИС.
Модификация
ИС-1(ИС-85)
ИС-2(ИС-122)
Общие данные.
Экипаж, чел.
4
4
Боевой вес, кг.
44160
46080
Длина, мм(корп./полн.)
6770/8560
6770/9830
Ширина, мм.
3070
3070
Высота, мм.
2735
2735
Высота линии огня, мм.
1940
1940
Клиренс, мм.
440-465
440-465
Ширина трака, мм.
640-650
650
Уд. давл. на грунт, кг/см2
0,78
0,81
Вооружение и бронезащита.
Марка орудия.
Д-5-Т
Д-25
Калибр, мм.
85
122
Длина свтола, кал.
52
47,9
Боекомплект, выстр.
56
28
Пулемет, тип х кол-во.
ДТх3
ДТх3
Боекомплект, патр.
2520
2520
Броня корпуса, мм.
120-90-70
120-90-90
Броня башни, мм.
100-90-60
110-90-90
Дно и крыша, мм.
20-30
20-30
Энергетическая установка.
Марка двигателя, мм.
В-2ИС
В-2ИС
Тип двигателя
V-образный, 12 цилиндровый, водяного охлаждения
Объем цилиндров, л.
38,88
38,88
Мощность на валу, л.с
520
520-580
Скорость, км/ч. макс.
шоссе/прос./целина37
22/17/1537
22/17/15
Запас хода, км. макс.
шоссе/прос/бездор.150
130/120/110150
130/120/110
Преодолеваемые препятствия.
Угол подъема, град.
36
36
Крен допустимый, град.
30
27
Ров, м.
2,5
2,3
Брод,м.
1,3
1,3
Стенка, эскап, м.
1,0
1,0
Бронирование танка ИС-1.
Бронирование танка ИС-2 раннего выпуска.
Бронирование танка ИС-2 с "спрямленным носом".
Оценка танка ИС-2.
Основанная задача, стоявшая перед конструкторами танка ИС, была получение маневренного танка тяжелого бронирования, в умеренных габаритах, вооруженного мощным орудием. При этом было необходимым выделить боевое отделение в достаточно больших габаритах под установку мощной пушки. Что и было получено за счет плотной компоновки МТО. Как результат танк ИС получил наилучшее соотношение между МТО и боевым отделением среди отечественных машин.
Характерной чертой линейки ИС, являлось широкое использование броневого литья. Детали корпуса не нуждались в механической обработке. Обрабатывался только в корпус в целом – бортовые редукторы и подбашенный погон.
Однако, продольное расположение мотора ИСов привело к большому отношению длины опорной поверхности танка к ширине колеи, что ухудшило поворотливость танка. Маневренность ИС-2, были достаточно хороша, благодаря главным образом трансмиссии. Опыт армейской эксплуатации показал, что имя меньшую максимальную скорость, чем у КВ-1с, танк ИС-2 мог развить среднюю скорость несколько большую, чем Т-34 и КВ-1с.
ИС-2 - первый серийный танк с планетарным механизмом поворота, который обеспечивал машине несколько преимуществ:
- увеличение маневренности и средней скорости; уменьшение числа переключения КПП;
- улучшение условий работы механика-водителя, за счет уменьшения количества переключений и необходимых для этого мускульных усилий.
Хорошая дальнобойность 122-мм орудия, оказалась практически не реализованной. Танковые бои редко проходили на дистанции более дальности прямого выстрела, т.е примерно километра. На меньшей дистанции бронезащита ИС-2 пробивалась танковыми пушками «Пантер» и «Тигров».